© Фокина Лидия Петровна Автор :Букина Елена Юрьевна учитель- логопед МБДОУИЛ детского сада «Улыбка» п Ильинское- Хованское Ивановской области 2015 г Всероссийский конкурс «Реализация ФГОС в моей работе» Презентация «Работа логопункта в условиях ФГОС ДО»
© Фокина Лидия Петровна «Многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребёнок. Сейчас то время, когда формируется тело и развивается дух. Ему нельзя сказать: «Жди до завтра». Его зовут « СЕГОДНЯ.» (Г.Мистраль )
© Фокина Лидия Петровна Опираясь на ФГОС задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного. Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование с согласия родителей (законных представителей). Результаты диагностики используются для коррекции речевых нарушений детей. Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.
© Фокина Лидия Петровна По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап, во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи. Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Коррекционные задачи решаются в форме: фронтальных (подгрупповых) занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.
© Фокина Лидия Петровна Фронтальные (подгрупповые) логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника. Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников.
© Фокина Лидия Петровна При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
© Фокина Лидия Петровна В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы: игровые технологии в логопедической коррекции; арт-педагогические технологийи в специальном образовании; технологии речедвигательной ритмики; технологии коррекции психомоторного развития; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
© Фокина Лидия Петровна Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Для детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, чтобы ребёнок мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение».
© Фокина Лидия Петровна Внедрение ФГОС предполагают активную деятельность всех участников коррекционного - образовательного процесса. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Так же важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями воспитанников: собраний; групповых и индивидуальных консультаций;
© Фокина Лидия Петровна мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям; семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм,; открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков. Необходима просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов, выпуск логопедических газет,…. Стандарт определяет Программу ДОУ как программу психолого- педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.
© Фокина Лидия Петровна Шаблон для презентации с сайта Список использованной литературы: Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/Под общ. редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, – 112 с. ISBN Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, с. (Правовая библиотека образования). ISBN