будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
Выпускное сочинение школьники будут писать: 2 декабря 2015 года ( ) 1) 2 декабря 2015 года ( ) Если ученик не проходит испытание по любой причине, экзамен пересдается. 3 февраля 2016 года; 2) 3 февраля 2016 года; 4 мая 2016 года. 3) 4 мая 2016 года. Сочинение оценивается по системе «зачет – незачет»
.Что значит родиться не в своё время? / Что значит жить, опережая время? / Что значит «быть с веком наравне»?.Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?.Историческое время стрела или вихрь (круг)?.«Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо да Винчи).«У каждого из нас есть только одно истинное призвание – это найти путь к себе» (Герман Гессе).Мой дом – это я..«…Всё движется любовью…» (О. Э. Мандельштам).Любить или быть любимым?.«Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» (Ш. Блан) «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» (Р. Брэдбери) Примеры тем по тематическим направлениям 2015 года: «Время», «Путь», «Дом», «Любовь», «Год литературы в России»
В прошлом все школьные сочинения условно делились на три типа: литературно-критические (сочинения по литературным произведениям), публицистические (сочинения на нравственные или общественно- политические темы), творческие (словесно-художественные произведения, созданные самими школьниками). Алгоритм работы над сочинением: Выбор и обдумывание темы сочинения. Выявление ключевых слов темы сочинения. Осмысление терминов и понятий в формулировке темы. Определение главной мысли сочинения. Подбор литературного материала. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана). Написание текста сочинения на черновике. Обдумывание структуры и композиции сочинения. Редактирование, переписывание и проверка. Этапы работы над итоговым сочинением
Критерии оценки итогового сочинения в школе 1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения. 3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть. 4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы. 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – обязательно); выдержать объем (сочинение не менее 300 слов, изложение – не менее 150 слов); время написания – 3 часа 55 минут; написать работу самостоятельно. Рекомендации по оценке итогового сочинения в вузе (максимальный балл по каждому критерию – 2) К1. Соответствие теме К2. Аргументация. Привлечение литературного материала К3. Композиция и логика рассуждения К4. Качество письменной речи К5. Оригинальность сочинения К6. Речевые нормы К7. Орфографические нормы К8. Пунктуационные нормы К9. Грамматические нормы К10. Фактическая точность в фоновом материале Отметка по десятибалльной системе Первичный балл Шкала перевода баллов Условия получения зачета в школе Примерные критерии оценки итоговых сочинений в вузе