( ) русский художник - пейзажист, живописец, рисовальщик и гравер - аквафортист художник пейзажист
Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором « Истории города Елабуги ». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств ( ). Как пенсионер Академии жил в в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах ( куда он нередко наезжал ). Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Для ранних работ мастера характерна некоторая дробность форм ; придерживаясь традиционного для романтизма « кулисного » построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как « Полдень. В окрестностях Москвы » (1869, там же ), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето - воздушно - колористической координации зон неба и земли, почвы ( последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве ).« Полдень. В окрестностях Москвы »
В е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины « Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии » (1872) и « Рожь » (1878; обе Третьяковская галерея ). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально - романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [ в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто « лес », но лес из « осокорея, вязов и частью дубов » или « лес еловый, сосновый, осина, береза, липа ». С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе.« Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии »
Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни. Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало ( в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в ), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос - Гуркин. Его образы, несмотря на свою « объективность » и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного « пейзажу настроения » саврасовско - левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс. В Елабуге открыт дом - музей художника.
Могила И. И. Шишкина на Тихвинском кладбище в Александро - Невской лавре ( Санкт - Петербург ) Тихвинском кладбище Александро - Невской лавре Санкт - Петербург
Утро в сосновом лесу 1889.
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии.
Вид на острове Валааме
Сосны, освещенные солнцем
Рубка леса
Влад Ковалец 11 А