Лицейская библиотека как среда формирования информационной культуры учащихся Ивойлова Анжелла Михайловна Заведующая библиотекой МОУ Одинцовский лицей 10
Лицейская библиотека Фонд художественной и отраслевой литературы Фонд учебной литературы Медиатека Пресс-клуб
Изменение качества обучения в школе должно ориентироваться на новые педагогические идеи и информационные технологии… НО! В основе всех нововведений должен стоять здравый смысл!
Появление технических средств в информационных коммуникациях привело к тому, что эта сфера перестала быть гуманитарной, в ней стал преобладать технический аспект. Создание и внедрение компьютерной техники имело своей целью облегчить, упростить взаимодействие человека с информацией. Для гуманитария компьютеры обернулись преградой при поиске и получении информации. Разрешить проблему помогает информационная культура личности
Информационная культура – комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для сбора, обработки и хранения информации в традиционном и автоматизированном режиме
Информационная культура школьника: Библиотечно-библиографическая грамотность Культура чтения Компьютерная грамотность
Библиотечные уроки «Из истории книг и библиотек» «История возникновения информационных ресурсов» «Словари и справочники» «Справочно- библиографический аппарат библиотеки: каталоги, картотеки» «Каталожная карточка. Элементы описания» «Периодика как вид издания» «Требования к оформлению письменной работы» «Оформление ссылок, сносок» «Приёмы цитирования»
Основные умения и навыки при оценке уровня библиотечно- библиографической грамотности: Знание возможностей библиотек и информационных центров различных уровней Умение использовать СБА библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий Знание особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики
Кругозор ребёнка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируются в школе. Школьная библиотека служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры, литературного вкуса.
Читая книгу, каждый из нас включает своё собственное воображение и в нём, в этом волшебном персональном театре проигрывает всё то, что читает. Так рождается творческая, душевно богатая личность, так пополняется и богатеет словарный запас ученика.
Основные задачи при работе с книгой: Уяснить и усвоить прочитанный материал Продумать то, что прочитано Сделать необходимые для памяти выписки Подумать, чему новому научила книга, пробудила ли новые мысли и особые настроения, сообщила ли какие-то новые знания, насколько они оказались нужны и полезны
Основные умения и навыки при оценке уровня культуры чтения: Знание основных элементов и структуры книги Знание рациональных приёмов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и т.д.) Умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.)
Компьютерная грамотность – это знания и умения, необходимые пользователям компьютерной техники для самостоятельного применения программного обеспечения при обработке текстовой, табличной, графической информации, работы в компьютерных сетях, а так же навыки работы с гипертекстами и мультимедиа
Создание и использование электронных изданий является одной из приоритетных задач информатизации образования. Информационные технологии дают педагогу принципиально новое и привлекательное для современного учащегося дидактическое средство: Необычность оформления электронного издания Многофункциональность Возможность совмещать чтение произведения с просмотром анимационного фильма, прослушиванием музыкальных композиций, увлекательной игрой
Лицейская медиатека Электронные средства учебного назначения по «Экономике и праву», «Вычислительной математике и программированию», «Основам безопасности жизнедеятельности», «Физике» и др. Электронные наглядные пособия по «Экономической и социальной географии», «Химии», «Астрономии», «Мировой художественной культуре» и др. Учебные видеофильмы и DVD-диски с экранизированной отечественной классикой
Создание условий для формирования информационной культуры личности – одно из наиболее органичных направлений работы библиотеки. Основными её принципами являются: планомерность; поэтапность (постепенное усвоение обучающимися знаний и формирование у них адекватных умений); дифференцированность (работа ведется с учетом уровня, объема и содержания знаний в данной области, имеющихся у каждого отдельно взятого читателя)
Формирование информационной культуры личности сложный и непрерывный процесс, в котором участие библиотеки является одной из главных составляющих!