СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ? Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю. П. Азаров
Семья общечеловеческая ценность. Семья - наиважнейший институт социализации подрастающих поколений. Семья - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Главными функциями семьи являются: воспитательная; оздоровительная; духовно-нравственная; познавательно-образовательная; бытовая; трудовая; культурно-просветительная ; досугово-творческая; стимулирующая самостоятельный опыт личности; охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания - это: гармоническое развитие ребенка; забота о здоровье детей; помощь в учении: трудовое воспитание и помощь в выборе профессии; помощь в социализации личности; формирование опыта гуманных, эмоционально- нравственных отношений; забота об общекультурном и интеллектуальном развитии; развитие интересов, склонностей, способностей и творчества; подготовка к самовоспитанию и саморазвитию; половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная, контролирующая, бытовая.
Задачи взаимодействия: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает: изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса; группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Методы изучения семьи: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
Педагогу важно соблюдать следующие правила: Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим. Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе. При изучении семьи школьника педагога прежде всего интересуют следующие данные: 1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы. 2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности. 3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ Повышение психолого- педагогических знаний Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс Участие родителей и общественности в управлении школой университет педагогических знаний, лекции, семинары, практикумы конференции, открытые уроки и классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, творческие группы, группы по интересам. родительские собрания, организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально- технической базы, родительский патруль, индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками -совет школы - комитет общественного контроля - классные советы, классные родительские комитеты - совет содействия семье и школе
При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений: Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка. Интонация собрания: советуем, размышляем вместе. Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях и детском коллективе). Добрые, доверительные отношения (доброжелательность сердечность взаимопонимание, взаимопомощь). Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Функции родительского комитета класса : учебно-воспитательная (оказание помощи в учебе и внеклассной работе), культурно-массовая (организация экскурсий, поездок, посещений театров, музеев, выставок и т. д.), спортивно-туристическую, профориентационная (помощь в проведении бесед о профессиях, экскурсий на предприятия), хозяйственно-бытовая, функция корректировки семейного воспитания (если есть необходимость работы с неблагополучными семьями).
Распределение обязанностей в родительском комитете Председатель организует работу родительского комитета, составляет план работы, активно участвует в организации и проведении родительских собраний, является представителем класса в общешкольных родительских объединениях. Казначей собирает родительские средства на нужды классного коллектива, составляет вместе с классным руководителем смету расходов, отчитывается перед родителями за использование средств. Ответственный за учебную работу проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителей оказывает помощь отстающим в учебе детям, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий. Ответственный за хозяйственную работу организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей. Ответственный за культмассовую работу организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеклассных развлекательных мероприятий, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т.