Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Игровые технологии. Н. Е. Щуркова
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Существенный признак педагогической игры Четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется учебно- познавательной направленностью.
Главные черты (по С. А. Шмакову) Свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие). Свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие). Творческий, импровизационный, очень активный характер деятельности («поле творчества»). Творческий, импровизационный, очень активный характер деятельности («поле творчества»). Эмоциональная приподнятость, конкуренция («эмоциональное напряжение»). Эмоциональная приподнятость, конкуренция («эмоциональное напряжение»). Наличие прямых или косвенных правил. Наличие прямых или косвенных правил.
Структура игры Как деятельности Целеполагание. Целеполагание. Планирование. Планирование. Реализация цели. Реализация цели. Анализ результатов. Анализ результатов. Как процесса Роли, взятые на себя играющими. Роли, взятые на себя играющими. Игровые действия, как средство реализации этих ролей. Игровые действия, как средство реализации этих ролей. Игровое употребление предметов. Игровое употребление предметов. Отношения между играющими. Отношения между играющими. Сюжет. Сюжет.
Игра как метод обучения В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы, раздела учебного предмета. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы, раздела учебного предмета. Как элементы более обширных технологий. Как элементы более обширных технологий. В качестве урока или его части. В качестве урока или его части. Как технологии внеклассной работы. Как технологии внеклассной работы.
Классификация педагогических игр. По области деятельности Физические Трудовые Социальные Психологические Интеллектуальные
По характеру педагогического процесса Обучающие; Тренинговые; Контролирующие; Обобщающие. Познавательные; Воспитательные; Развивающие. Репродуктивные; Продуктивные; Творческие Коммуникативные; Диагностические; Профориентационные; Психотехнические
По игровой методике По игровой методике Предметные Драматизации Имитационные Деловые Ролевые Сюжетные
По предметной области Математические, физические, биологические, физические, экологические Обществоведческие, Управленческие, экономические, коммерческие Физкультурные, спортивные, туристические, народные Трудовые, технические, производственные Музыкальные, театральные, литературные
По игровой среде Без предметов С предметами Компьютерные, телевизионные, ТСО Настольные, комнатные, уличные Технические, со средствами передвижения
Деловая игра Усвоение нового, закрепление изученного материала. Усвоение нового, закрепление изученного материала. Развитие творческих способностей. Развитие творческих способностей. Формирование общеучебных умений. Формирование общеучебных умений. Изучение учебного материала с различных позиций. Изучение учебного материала с различных позиций.
Модификации деловых игр Модификации деловых игр Психодрама и социодрама «Деловой театр» Исполнение ролей Имитационные игры Операционные игры
Технология деловой игры Этап подготовки. Этап подготовки. Этап проведения. Этап проведения. Этап анализа, обсуждения и оценки. Этап анализа, обсуждения и оценки.
Над проектом работали : Бутенко О. Г. Кузнецова Л. И. Спасибко И. А. Благодарим за помощь: Карепову Л. А. Салтыкову Е. А.