Речевые средства выразительности Паузы Темп, ритм Тон Мимика Жесты Повышение и понижение голоса (мелодика) Сила голоса Окраска голоса ( тембр) Логические и фразовые ударения
Виды упражнений для развития выразительности речи
Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции Медленное, громкое и четкое произношение слогов МА - ША - РА - ЛА - СА - НА - ГА Игра « Твердый - мягкий » б - б, п - п, с - с, Интонационное выделение одного звука в ряде гласных А О Ы И У Э …
Подстановка одного гласного ко всем остальным АА,АО,АЫ,АИ,АУ Чтение таблицы по горизонтали, по вертикали, с добавлением групп согласных и т.д. ТРА ТРО ТРЫ ТРУ ТРЭ ТРЯ ТРЁ ТРИ ТРЮ ТРЕ Работа с текстами, в которых есть звукопись. Шепчет кошке петушок, -Видишь пышный гребешок? -Шепчет кошка петушку: -Шаг шагнешь - и откушу.
Артикулирование без звука Отработка правильного дыхания счет на выдохе На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… «Сдувание пушинки» с ладошки « Задувание свечи» Работа со скороговорками
Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче-тише, выше-ниже) хоровое произнесение текста с указаниями учителя Тихо, словно бы во сне (вполголоса) Закружился в тишине, Первый снег и зашептал: (тихо) Как давно я не летал! (шепотом) Чтение текста под « дирижирование» учителя
Упражнения для совершенствования темпа и ритма речи Упражнения для усвоения норм культуры произношения Орфоэпическая зарядка Упражнения на развитие логической выразительности Купила бабуся бусы Марусе. Работа над интонационной грамотностью Произнесите фразу «Пришла!» в различной речевой ситуации
Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия Произнося фразу: «Миша умеет танцевать» Чтение по ролям, инсценирование Работа со стихотворениями-картинами Работа над паузами ( / короткая пауза, // длинная пауза) Стихи //- не ноги футболиста / Не первоклассника тетрадь.// Стихи читать не надо быстро / Их надо медленно читать.// Упражнения для работы над жестами и мимикой
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!