«Учебные ситуации на уроках информатики» Иванова Е.В., учитель информатики высшей квалификационной категории МБОУ-СОШ 1 р.п. Степное Советский район
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». Дистервег
Динамичностью Глобализацией Экспоненциальным ростом информации Чем характеризуется новая (информационная) эпоха?
обнаруживают предмет своего действия исследуют его, совершая разнообразные учебные действия преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:
УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл Создание учебной ситуации должно строиться с учетом : Возраста ребенка Специфики учебного предмета Меры сформированности УУД учащихся
Характеристика нейтральной ситуации Выбор методов обучения не всегда рационален. Обучение ведется в режиме «готового знания». Не всегда целесообразно применение наглядности. Ситуация предполагает наличие проблемы (задачи).
Примером учебной ситуации может стать: Ситуация неожиданности Ситуация предложения Ситуация конфликта Ситуация несоответствия Ситуация выбора Ситуация неопределенности
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Проблемы, возникающие при подготовке учебных ситуаций. Откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация? Первый вариант состоит в целенаправленном сборе информации. Второй вариант использование вторичных источников, прежде всего, из средств массовой информации. Третий вариант описание вымышленной ситуации.
Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию продумать содержание учебной ситуации; продумать её и её «аранжировку»-поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.
Проектирование и отбор учебных ситуаций на примере учебной ситуации Проектирование и отбор учебных ситуаций на примере учебной ситуации Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини- исследований описание и оценка Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: исследовательской деятельности: Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: исследовательской деятельности:
«Золотые правила» использования приемов технологий
«Текстовый процессор: общий вид, назначение, основные функции» Функции текстового процессора: …
«Построение диаграмм в табличном процессоре Excel» N п/п Наименование государства Террритория в км квадратных 1 Россия США Китай Бразилия Индия Аргентина Казахстан
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ученика от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
Учись у времени, в котором ты живёшь!
Список использованных ресурсов Е. Старостенко. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. И. Зимняя. Педагогическая психология "Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса". Часть III. [ Нейтральная педагогическая ситуация. [