Основы религиозных культур и светской этики ОРКСЭ
Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе?
Нормативно – правовая основа Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП- П ) Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.
Содержание Отечество Семья Культурная традиция
Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии?
Почему изучение религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной школы?
Существуют моральные и социальные вызовы школьному образованию: морально-нравственная дезинтеграция общества низкий уровень доверия и социальной солидарности нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования усиление миграционных процессов недостаточный уровень воспроизводства населения снижение физического, социального и психического здоровья населения
Учитывая недостатки воспитания школьников, президентская инициатива «Наша новая школа» определила требования к современному выпускнику общеобразовательной школы. Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть: мотивированным к познанию владеющим достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни критически мыслящий готовым к сотрудничеству и коммуникации готовым отвечать за свои действия и их последствия, уважающим закон, справедливость, принимающим ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества социально-ответственным
ЦЕЛИ курса ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС). Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРК СЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса?
Как соотносятся знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур, с теми знаниями о мире, которые представлены в предметах естественнонаучного цикла?
Как преодолеть ряд противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса (взгляд на сотворение мира, человека и другое)?
Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика?
Что следует делать, если родители говорят, что им все равно, что будет изучать их ребенок? Может ли какой-то из этих модулей быть выбран по умолчанию? Можно ли менять модуль?
В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены родители, представители религиозных организаций, диаспор?
Мифы, которые сопровождают введение нового предмета Миф 1 – в школу придут священнослужители. В статье 14 Конституции РФ говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции РФ, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности. 21 июля 2009 г., Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что преподавать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будут светские педагоги.
Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач. Оно не вероучительно, а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии.
Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними. Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию.
Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался. Образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно- нравственного развития.
Структура предмета Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
Уважаемые родители, выбор за вами!