БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ Т.О. Гордеева (МГУ) О.А. Сычёв.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Степень интернализации как характеристика индивидуальной религиозности Курсовая работа студента 4 курса Титова Романа Сергеевича Научный руководитель д.пс.н.,
Advertisements

Студент ГрГМУ 3 педиатрической группы 1 курса Сак Евгений НиколаевичСак Евгений Николаевич Научный руководитель –Научный руководитель –преподаватель Горелов.
Липатова А.С. Факультет психологии НИУ ВШЭ. Данная методика разрабатывалась в рамках исследования, целью которого было описание процесса выбора референтных.
Гаус Э.В. – факультет психологии, 3.3 Васильева О.С. – научный руководитель.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С., стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психофизиологии.
Перфекционизм : позитивная и негативная сторона Золотарева Алена.
Мотивационная теория ожидания Виктора Врума Выполнила: Миндиярова Л.Н 3-УП Проверил: Алексеев О.А.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов НИУ ВШЭ – г. Пермь Выполнили студенты группы Э-09-3 Сюзев Д.Л. Хайрулина О.Т.
Центр педагогического мастерства Январь 2015 Обучение тренеров по Программе дополнительного профессионального образования для студентов выпускных курсов.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Зачем нужен сон??? ВЫПОЛНИЛ: ДРОНОВ ИЛЬЯ 2 «А» КЛАСС РУКОВОДИТЕЛЬ: РУБЛЕВСКАЯ О.А.
ОЦЕНИВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В 8 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ АБРАМКИНА Л.М., заместитель директора по НМР, учитель.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Курсы повышения квалификации преподавателей вузов «Актуальные вопросы реализации ООП в соответствии с ФГОС ВПО» Общая трудоёмкость – 72 часа Лекционный.
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ АГРЕССИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ) Выполнила Ивкина Елена 1 курс факультета психологии ГУ-ВШЭ.
Профориентация глазами учащихся. Что это такое? Зачем это нам нужно?
11 Января 2015 года у нас была интересная поездка в Москву на экскурсию в МГУ им. М.В. Ломоносова. Мы Общались со студентами главного университета страны.
Транксрипт:

БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ Т.О. Гордеева (МГУ) О.А. Сычёв (АГАО) Е.Н. Осин (НИУ ВШЭ)

Теория самодетерминации Ричард Райан и Эдвард Деси

Теория когнитивной оценки Три базовых психологических потребности: – потребность в автономии; – потребность в компетентности; – потребность в связанности с другими людьми. Эффекты среды: – поддержка автономии (удовлетворение базовых потребностей) фасилитация внутренней мотивации; – контроль внешняя мотивация субъекта.

Мотивационный континуум Ryan & Deci (2000)

Эффекты мотивации Внутренняя мотивация связана с более высоким психологическим благополучием, тенденцией продолжать деятельность при прекращении наград и совершенствовать свои умения.

Наше исследование Цель: анализ роли удовлетворения трех базовых психологических потребностей в формировании внутренней мотивации, а также ее связи с психологическим благополучием студентов вузов. Выборка: 617 студентов Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова) и Бийска (АГАО и БТИ АлтГТУ), из них 353 девушки, 213 юношей, 51 пол не указали. Выборка включала студентов 1-3-го курсов в возрасте от 16 до 31 года (средний возраст 18,4).

Опросник УМО: примеры 27 утверждений, 6 шкал (показатели соответствия по данным КФА: S-B χ 2 =850,5; df=308; p<0,001; RMSEA=0,055; CFI=0,915; NFI=0,874; NNFI=0,903 ) «Почему Вы в настоящее время ходите на занятия в Университет?» – «Учеба в университете дает мне возможность продолжать больше узнавать о многих вещах, которые меня интересуют» (внутренняя познавательная мотивация, α=0,90), – «Я получаю удовольствие, превосходя самого себя в моих личных достижениях» (внутренняя мотивация саморазвития, α=0,81), – «Потому что я хочу показать самому себе, что я могу быть успешным(ой) в учебе здесь, в университете» (идентифицированная мотивация α=0,84), – «Потому, что я должен(а) это делать» (интроецированная мотивация, α=0,72), – «Для того, чтобы получить в будущем более престижную работу» (экстернальная мотивация, α=0,85), – «Раньше я понимал(а), зачем учусь, а теперь не уверен(а), стоит ли продолжать» (мотивация, α=0,80).

Шкала базовых потребностей в учебной деятельности 20 утверждений, 3 шкалы: – потребность в автономии (α=0,77): «Я чувствую, что в университете я должен заниматься тем, что от меня требуют другие люди»; – потребность в компетентности (α=0,81): «В университете я довольно часто ощущаю, что я недостаточно компетентен(а)»; – потребность в связанности (α=0,84): «Людям в университете я небезразличен(а)».

Индикаторы психологического благополучия Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (SWLS) в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина (2008). Шкала диспозиционной витальности Р. Райана и К. Фредерик в адаптации Л.А. Александровой (2011). Тест диспозиционного оптимизма Ч. Карвера и М. Шейера (LOT) в адаптации Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева и Е.Н. Осина (2010).

Корреляции шкал УМО Позн.Самор.Идент.Интр.Экст.Амот.MSD Познават.1 3,930,77 Саморазвит.0,58***1 3,550,97 Идентифицир.0,38***0,70***1 3,461,06 Интроецир.-0,23***0,060,32***1 2,820,90 Экстернальн.-0,10*0,060,28***0,39***1 3,791,06 Амотивация-0,55***-0,31***-0,19***0,29***0,0511,510,72

Базовые потребности и мотивация N=257, ***p<0,001; **p<0,01; *p<0,05 Автономия КомпетентностьСвязанность Познавательная 0,36***0,52***0,27*** Саморазвития 0,17**0,23***0,13* Идентифицированная 0,050,070,00 Интроецированная-0,45***-0,24***-0,20** Экстернальная-0,100,03 Амотивация-0,48*** -0,28*** (N=257; S-B χ 2 =6,41, df=4, p=0,17; CFI=0,991; NFI=0,978; NNFI=0,968; RMSEA=0,049)

Мотивация как предиктор учебной успешности Успеваемость (средняя оценка по четырем сессиям) связана со шкалами УМО познавательной мотивации (r=0,36; p<0,001), мотивации саморазвития (r=0,25; p<0,001) мотивации (r=-0,16; p < 0,01). Результаты множественного регрессионного анализа мотивации как предиктора успеваемости свидетельствуют о том, что познавательная мотивация (и только она) является надежным ее предиктором (β = 0,31; p<0,001, N=234).

Мотивация как предиктор психологического благополучия (N=248; S-B χ 2 =19,40, df=12, p=0,08; CFI=0,973; NFI=0,934; NNFI=0,953; RMSEA=0,050) Внутренняя мотивация является предиктором психологического благополучия и медиатором связей базовых потребностей с психологическим благополучием.

Обсуждение и выводы Внутренняя учебная мотивация – надёжный предиктор академических достижений и психологического благополучия студентов. Вклад различных базовых потребностей во внутреннюю и внешнюю мотивацию неравноценен: кроме потребности в автономии, как то и предсказывает теория самодетерминации, большое значение имеет потребность в компетентности. Потребность в связанности не показала значимого уникального вклада в мотивационные переменные. Вероятно, удовлетворение этой потребности связано с мотивацией опосредованно, фасилитируя удовлетворение двух других базовых потребностей в учебном процессе.

Спасибо!