Проектная деятельность
Что такое «проектная деятельность»? Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами.
Цели проектной деятельности. Цели проектной деятельности отражают тождественные им результаты. Формирование УУД обучающихся через: - освоение социальных ролей; - личностное развитие воспитанников: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности; - развитие компетентности общения.
Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся: -творческий поиск решений задач. Овладение обучающимися ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения основных этапов проектной работы. Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет многообразия видов проектной деятельности.
Задачи проектной деятельности. В отношении обучающихся: -обучение планированию и контролю; -овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, оценка, анализ достоверности данных и др.); -обучение методам творческого решения проектных задач; -формирование умений представления отчётности в вариативных формах; -формирование конструктивного отношения к работе; -создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
В отношении педагога: -применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы; -контроль за соблюдением этапов деятельности; -обучение приёмам и методам творческого поиска и работы с информацией; -разработка банка заданий, проблем; -владение методами организации деятельного сотрудничества; -повышение индивидуальной эффективности деятельности отдельных воспитанников и работы группы в целом.
В отношении администрации: -создание организационных возможностей для данного вида деятельности (расписание, деятельность в системе дополнительного образования, платные образовательные услуги); -разработка локальных актов, поддерживающих проектную деятельность; -привлечение экспертов, консультантов, научных руководителей; -организация мастерских, конкурсов, олимпиад, конференций в рамках образовательного пространства; -создание условий для поощрения проектной деятельности; -создание условий для поиска инвестиций для осуществления проектной деятельности.
Принципы организации проектной деятельности: -доступности; -естественности (тема должна быть интересной, настоящей, реально выполнимой; ребёнок должен сам «потрогать» проблему); -наглядности; -осмысленности (знания и навыки, полученные в ходе проекта должны стать личными ценностями ребёнка, способствовать переносу полученных знаний в новую ситуацию); -культуросообразности (каждый участник проекта привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием); -самодеятельности (самый главный принцип, позволяющий школьнику выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами; приводит к появлению новых планов и замыслов).
Типология проектов по Е.С. Полат. По преобладающему виду деятельности: -информационный (поисковый); -исследовательский; -творческий; -социальный; -прикладной (практико-ориентированный); -игровой (ролевой); -инновационный (предполагающий экономический механизм внедрения)
По содержанию: -моно предметный; -метапредмедный; -относящийся к области деятельности. По дидактической цели: -обеспечение индивидуализации обучения и воспитания; -поддержка мотивации в обучении и различных видах общественно-полезной деятельности; -реализация потенциала личности ребёнка.
По длительности: -от проект-урока до многолетнего проекта. По количеству участников: -индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 человек); -групповой (до 15 человек); -коллективный (класс и более в рамках школы); -муниципальный; -городской; -всероссийский; -международный; -сетевой (в рамках Интернета).
Основные задачи педагога в проекте. С методической точки зрения от педагога требуется подготовка, имеющая отношение не к предмету проекта, а к поведенческой роли самого педагога. Основные задачи педагога – не научить какому-то заданию, а инициировать деятельность детей, создать комфортную, творческую, свободную атмосферу для обмена мнениями, неформально снижать агрессию и конфликтность участников проекта, помогать в организации обсуждений, фиксировать процесс на бумажных и электронных носителях.
Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей, сотрудничества и кооперации между детьми, а также вхождения в проектную (продуктивную) деятельность.