Алгоритм проектирования образовательного со-бытия ©Тихомирова О.В., Бородкина Н.В. ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского ГОАУ ЯО ИРО РИП «ФГОС: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования на основе со-бытийного подхода
Алгоритм проектирования образовательного со-бытия 1. Выбор темы (определение смыслового поля деятельности)Выбор темы 2. Формулирование образовательных результатов Формулирование образовательных результатов 3. Формулирование цели Формулирование 4. Определение содержания деятельности (создание общности)создание общности
Выбор темы События, происходящие в окружающем мире (общественной жизни, природе) События, происходящие в жизни учащегося (дни рождения, поездки, знакомства и т.п.) События из художественных произведений События, смоделированные педагогом
Оцените «со-бытийность» тем Тема Отражает смысл (результат) совместной деятельности Может иметь личностный смысл для каждого участника Изготовление игрушки для малышей (4 кл.) «Учимся у Суворова» (7 кл.) Интересный рассказ (2 кл.) «Готовимся к празднику» (1 кл.) «Пишу письмо фронтовику» (7 кл.) «Поговорим о солнечном затмении» (4 кл.) «Екатерина – умница или красавица?» (7 кл.) Балльная оценка: 0 - соответствие показателю установить невозможно; 1- наблюдается частичное соответствие; 2 -наблюдается соответствие в значительной степени; 3 -полное соответствие показателю
Задание 1 Сформулируйте тему со-бытия и приведите обоснование выбора
Образовательный результат «Желаемое состояние развития ребенка, отражающее позитивные изменения в его личностных качествах, познавательных процессах, знаниях, умениях» ФГОС: «…результаты освоения общеобразовательной программы начального образования включают предметные, метапредметные и личностные результаты»
Задание 2 Сформулируйте образовательные результаты разрабатываемого со-бытия Требования к формулированию образовательных результатов: 1. Отражают наличное состояние (желаемое) развития, а не процесс 2. Конкретны и проверяемы – можно определённо без разночтений сказать, что результат достигнут 3. Отражают достижения учащихся в конкретный период, а не ранее достигнутые
Алгоритм формулирования цели 1. Формулируем конкретные проверяемые образовательные результаты 2.«Агрегируем» результаты 3. Выделяем в перечне результатов один, который является ценностным ориентиром 4. Выделяем в перечне результатов, являющиеся средством достижения ценностного результата 5. Определяем основной путь (развитие, формирование, содействие…) 6. Интегрируем ценностный результат с «результатами- средствами» 7. Формулируем цель
Задание 3 Сформулируйте цель на основе образовательных результатов
Структура деятельности 1. формирование потребности 2. моделирование образа желаемого результата 3. мотивация 4. целеполагание 5. определение последовательности действий 6. выполнение действий по достижению результата 7. соотнесение полученного результата с желаемым
Задание 3 Определите содержание учебной деятельности и методы создания со-бытийной общности В выборе методов рекомендуется отдавать предпочтение: приемам, позволяющим достигнуть личностной значимости деятельности приемам, позволяющим достигнуть эмоционального отклика участников (со-переживание) свободной совместной коммуникации участников (со- общение) приемам, стимулирующим самостоятельный поиск решения особый акцент – на дидактику
Методы создания со-бытийной общности Этап деятельности методы формирование потребности Рассказ из личного опыта, обсуждение к-л случая, появление в классе чего-то (кого-то)нового… моделирование образа желаемого результата Демонстрации, просмотры, описание, выбор критериев оценки продукта… формирование мотивации Игровые ситуации, конкурсы, обсуждение (придание) значимости результата деятельности… стимулирование целеполагания Индуктивная (дедуктивная) беседы, знаково- символич. изображение цели… определение последовательности действий Беседа, просмотр, «образец плана» в литературе, работа с технологическими картами, схемами, таблицами, памятками… выполнение действий по достижению результата Создание ситуаций успеха, задания нарастающей сложности, дифференцированная помощь… соотнесение полученного результата с желаемым Апробация, презентация, описание (анализ) проделанных действий, взаимооценивание, соотнесение с образцом…
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!