Развитие вычислительных навыков учащихся при выполнении устных упражнений Лоскутова Светлана Гавриловна учитель математики 1 категории МБОУ «Юледурская средняя общеобразовательная школа» Куженерского района Республики Марий Эл
Цель Цель – подготовить учащихся к ГИА и ЕГЭ Задачи: 1) контроль состояния знаний учащихся; 2) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований. 3)корректировка знаний, умений и навыков учащихся
Устные упражнения 5-6 класс – устный счет 7-11 класс - различные операции: - преобразование выражений - уравнения и неравенства - графики функций - действия с корнями - степени - производная
Место устных упражнений на уроке: при закреплении изученного материала; при повторении; при изучении новой темы при проверке домашнего задания
Условия эффективности устных упражнений Задачи для устных упражнений: записи на доске или без записи заданий Устные упражнения: от простого к сложному. Условия геометрических задач, решаемых устно - на чертеже. Устные упражнения чередую с письменным выполнением упражнений аналогичного типа Время на обдумывание устных заданий
Основные формы восприятия устных упражнений: Беглый слуховой (читается учителем, учеником) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, использование интерактивной доски, видеоуроки) Комбинированный Обратная связь (показ ответов с помощью карточек) Задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность) Упражнения в форме игры (5,6 класс)
Основные темы для устных упражнений Основные темы для устных упражнений 7 класс: 1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними 2) Формулы сокращенного умножения. 3) Решение простейших линейных уравнений. 4) Действия со степенью. 5) График линейной функции.
1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант Запишите числа в стандартном виде , , , , , ,00092
Запишите числа в «обычном» виде 4,7 · ,58 · ,8 · ,9 · ,3 · ,1 · ,09 · ,6 · ,51 · ,27 · ,64 · ,15 · ,03 · ,9 · ,5 · ,3 · 10 -2
Выполните действия с числами в стандартном виде (2,4·10 6 )·(1,5·10 9 )(2,8·10 -5 )·(4·10 11 )(3,6·10 2 )·(3·10 3 )(2,6·10 3 )·(3·10 7 ) (3,6·10 -5 ) ·(2·10 7 )(6,2·10 8 )·(0,5· )(1,8·10 -3 )·(4·10 5 )(5,4·10 -4 )·(2·10 -3 ) (9,5·10 13 ):(0,19·10 15 (8,1·10 17 ): (30·10 20 )(7,2·10 21 ):(0,3·10 18 )(8,4·10 12 ):(0,7·10 15 ) (6,1·10 4 )+(3,2·10 4 )(7,5·10 5 )-(2,8·10 5 )(1,9·10 8 )+(3,8·10 8 )(4,02·10 -5 )+(3,5·10 -5 ) 5,71 см – в м 6,24 кг – в г 1,324 м 2 – в см 2 66 см 2 – в м 2 52 м 2 – в см 2 73 см 2 – в м 2 23,1 см – в м 8,9 кг – в г
Основные темы для устных упражнений Основные темы для устных упражнений 8 класс: 1) Алгебраические дроби 2) Арифметический квадратный корень и его свойства. 3) Квадратные уравнения. Теорема Виета. 4) Неравенства.
Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета х х + 20 = 0 х х - 35 = 0 х 2 - х + 0,25 = 0 х х - 80 = 0 2 х х - 45 = 0 х х - 28 = 0 х х + 56 = 0 х х - 14 = 0 3 х х + 36 = 0 х х + 88 = 0 х х + 56 = 0 х х - 35 = 0 4 х х - 32 = 0 х х - 16 = 0 х х = 0 х х - 48 = 0
Основные темы для устных упражнений Основные темы для устных упражнений 9 класс: 1) Свойства функции 2) Преобразование графиков функций 3) Решение неравенств 2 степени (метод параболы, метод интервалов) 4) Прогрессии
Решение неравенств второй степени х х х х х 2 + х х х х х - 5 < 02 х х + 1 < 025 р 2 – 10 р + 1 < 0 9 у 2 – 6 у + 1 < 0 33 х х + 5 > 05 х х + 4 > 0 х х + 63 > 0 х х - 35 > 0 43 х х 0-5 х х 0 х 2 - х + 0,25 09 х х х > 03m < 012 х х х х
Основные темы для устных упражнений Основные темы для устных упражнений 10 класс 1) Формулы приведения 2) Преобразование графиков тригонометрических функций 3) Функции, обратные тригонометрическим 4) Простейшие тригонометрические уравнения 5) Тригонометрические формулы 6) Вычисление производных.
Основные темы для устных упражнений 11 класс 1) Степени и корни 2) Простейшие показательные уравнения и неравенства 3) Свойства логарифмов 4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства 5) Вычисление первообразных
Виды устных упражнений: 1) Тестовые: с выбором ответа 2) Задания на соответствие 3) Задания с графиками 4) Задания: найди ошибку 5) Задания: замена звездочки 6) Задания на координатную прямую 7) Задания на возрастание и убывание чисел
Перспективы работы по данной теме Совершенствовать работу по данной теме Использовать различные формы устных упражнений