Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. Этимология слова «одаренный» В русском языке, как и во многих других языках, оно происходит от слова «дар», что указывает на представление наших предков о сверхспособностях и таланте человека как о божественном явлении, которым наделены только избранные представители общества.
Одаренные дети главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей.
По определению авторов концепции: «Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие: Мотивационный компонент Инструментальный компонент
Мотивационный компонент одаренности 1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; 3. Повышенная познавательная потребность; 4. Предпочтение парадоксальной противоречивой и неопределенной информации; 5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверх трудные цели, стремление к совершенству.
1. Наличие специфических стратегий деятельности, а именно: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом. 2. Сформированность качественного своеобразного стиля деятельности, в котором четко прорисовываются такие характеристики как самодостаточность и склонность всё делать по- своему. 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе. 4. Особый тип обучаемости, который не зависит от лёгкости, скорости, темпа обучения, но позволяющий в последующем резко изменять структуру знаний, представлений и умений. Инструментальный компонент одаренности
Личные особенности, присущие одаренным детям - ранняя речь и большой словарный запас; - необычно развитое внимание; - ненасытная любознательность и отличная память; - раннее овладение знаниями в избранной сфере; - проявление высокого интеллекта; - увлечение своим делом, энергичность; -демонстрация ярко выраженной независимости, стремления работать в одиночку, индивидуализм; - умение контролировать себя; - стремление контактировать с одаренными юношами, взрослыми; - умение извлекать пользу и быстрое приобретение художественного и интеллектуального опыта.
Сферы одаренности Интеллектуальные способности Способность к обучению Творческое мышление (креативность) Художественные способности Лидерские способности Психомоторные способности Критерии определения видов одаренности По степени сформулированности: По формам проявлений: По широте проявлений способностей: По особенностям возрастного развития: актуальная,потенциальная. явная, скрытая. общая,специальная. ранняя,поздняя.
Художественные способности ребенка могут проявиться Если ребенок… не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации; серьезно относится к произведениям искусства; когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение- украшение для дома, одежды; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях.
Музыкальный талант Если… ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Литературное дарование Если… рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Технические способности Если… ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки; может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек; любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой.
Спортивный талант Если… он энергичен и все время хочет двигаться он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает; неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Способности к научной работе Если ребенок… обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкций; не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант Если ребенок… часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает перед аудиторией; с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему; любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Условия, для развития способностей и ранней одарённости дошкольников: Развивающая среда (материальная база). Компетентность педагога. Программно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми (программа, планирование, методическая литература и методические рекомендации, дидактическое оборудование и наглядность, диагностический инструментарий). Диагностика. Преемственность и система взаимодействия в работе всех специалистов ДОУ. Взаимодействие с учреждениями образования, культуры и спорта. Система работы с семьёй. Дифференцированный подход к работе с одарёнными детьми. Система индивидуальной работы с дошкольником. Кружковая работа. Эмоционально-психологический комфорт, адаптивная образовательная среда Право выбора вида деятельности для ребёнка. Передовой педагогический опыт по проблеме. Раннее выявление детских способностей и их развитие. Система стимулирования педагогической деятельности.
Понятие одаренность многогранно, требует широкого осмысления и разностороннего подхода, формы проявления одаренности очень разнообразны. Именно перед специалистами дошкольной педагогики и психологии, родителями стоит решающая задача развития природных возможностей детей и как можно более раннего выявления у них особого потенциала, свидетельствующего о наличии бесценного дара природы - одаренности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!