Об итогах работы Экспертного совета по оценке программ ДПО Р.И.Шаяхметова, начальник отдела развития ДПО МОиН РТ
Нормативные документы, регламентирующие деятельность республиканского Экспертного совета Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от /14 «О персонифицированной системе повышения квалификации работников образования Республики Татарстан» Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от /15 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от года 6492/14 «О персонифицированной системе повышения квалификации работников образования Республики Татарстан» Приказом утверждены: Положение о персонифицированной системе ПК работников образования РТ Положение о республиканском Экспертном совете по оценке программ (модулей) ДПО Положение об отборе дополнительных профессиональных программ (модулей) ПК работников образования РТ
Республиканский Экспертный совет Р еспубликанский Экспертный совет по оценке дополнительных профессиональных программ (модулей) – профессионально-общественный орган, осуществляющий независимую экспертизу программ, дающий заключение рекомендовано/не рекомендовано для включения в республиканский реестр на соответствующий год Основными задачами Экспертного совета являются: выявление соответствия содержания, структуры ДПП (модулей) федеральным, региональным нормативным требованиям; оценка ресурсной базы (потенциала) образовательных организаций, представивших на экспертизу ДПП (модулей), предназначенные для работников образования РТ, с целью определения возможности качественной реализации данными организациями ПК; принятие решения об отнесении ДПП (модулей) к категории, рекомендуемой к включению в реестр данных ДПП (модулей), или к категории, не рекомендуемой к включению в реестр ДПП (модулей) на соответствующий год; внесение предложений по совершенствованию научно-методической и нормативной базы по организации и осуществлению экспертизы Состав Экспертного совета утверждается ежегодно, состоит из лучших педагогов, компетентных опытных руководителей образовательных организаций, ученых- практиков вузов, ДПО
Основные рекомендации по проектированию программ ДПП должна отвечать следующим требованиям: Соответствовать современной законодательной базе в сфере ДПО Отражать методологические установки системно-деятельностной (компетентностной) парадигмы образования Соответствовать запросам профессионального педагогического сообщества Учитывать результаты мониторинга организации и проведения курсов ДПО Макет ДПП должен представлять собой целостную методическую систему, основанную на компетентностной парадигме. Наряду со стратегической целью – формирование/совершенствование компетенций, в макете д.б. заявлена и тактическая задача – планируемые результаты обучения. Системность цели и задачи задает каркас (рамку) программы, компоненты которой должны быть в жесткой логической связи: тема программы содержание программы учебная деятельность слушателей организационно-педагогические условия ее реализации формы аттестации и оценочные материалы
Работа республиканского Экспертного совета Дошкольное образование – 7 экспертов Начальное образование – 7 экспертов Гуманитарный цикл – 14 экспертов Естественно-математический цикл – 17 экспертов Художественно-эстетический, спортивно-оздоровительный цикл – 9 экспертов Воспитание и дополнительное образование детей – 9 экспертов Национальное образование – 7 экспертов Специальное (коррекционное) образование – 7 экспертов Руководители образовательных организаций – 7 экспертов Среднее профессиональное образование – 9 экспертов В составе совета с 16 по 30 ноября 2015 года работали 10 экспертных комиссий:
Информация о привлеченных к работе совета экспертах Качественный состав экспертов
На экспертизу пакеты документов представляли образовательные организации, имеющие право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования Представлено к рассмотрению Экспертного совета: 546 программ 26 образовательными организациями республики Итоги работа Экспертного совета Отобрано и рекомендовано для включения в республиканский реестр 64% программ Отклонено 36 % программ
Всего Рекоменд овано Руководители 4629 Гуманитарный цикл 8557 Естественно-математический цикл 7564 Художественно-эстетический и спортивно-оздоровительный цикл 7761 Национальное образование 2414 Начальное образование 3218 Воспитание и дополнительное образование детей 6331 Специальное (коррекционное) образование 2614 Дошкольное образование 8949 СПО 299 Всего Программы по направлениям, рекомендованные для включения в республиканский реестр
Рекомендованные программы (по направлениям) в разрезе образовательных организаций ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Воспитатели ДОО 19 7-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 4-КПК, 2- НижПК, 2-НИСПТР, 1-АСО, 1-ИРО РТ, 1- ЛМХПК, 1-ЕИ КФУ Старшие воспитатели 7 3-ИРО РТ, 2-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1- НИСПТР, 1-ЦСГО Музыкальные руководители ДОО 6 4-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-ЛМХПК, 1-ЦСГО Инструктора по физической культуре ДОО 7 4-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-НИСПТР, 1- ЦСГО,1-ЕИ КФУ Воспитатели ДОО по обучению татарскому языку 1ИРО РТ Педагоги психологи ДОО2ИРО РТ
Рекомендованные программы (по направлениям) в разрезе образовательных организаций НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 18 8-ИРО РТ, 3-НИСПТР, 2-НижПК, 2-КПК, 1-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-ЕИ КФУ, 1-МензПК РУКОВОДИТЕЛИ Руководители ДОО 95-ИРО РТ, 3-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-НИСПТР Руководители 2914-ИРО РТ, 10-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 2-РЦВР, 1-ИЭУП,1- ЦСГО,1-НИСПТР
Рекомендованные программы (по направлениям) в разрезе образовательных организаций ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Гуманитарный цикл Русский язык 176-ИРО РТ, 4-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 3-ИФМК, 2-ЦСГО, 1- НИСПТР, 1-ЕИ КФУ Иностранный язык 116-ИРО РТ, 3-НИСПТР, 3-ИФМК КФУ, 2-ЦСГО, 1-НИСПТР 1-ЕИ КФУ Татарский язык 139-ИРО РТ, 3-НИСПТР, 1-ИФМК КФУ Другие языки 1ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ История- обществознание- ОРКСЭ 14 5-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 4-ИРО РТ, 3-НИСПТР, 1-ЦСГО, 1- ЕИ КФУ География- природоведение 8 3-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 3-НИСПТР, 2 ЦСГО Библиотекари 7 3- ИРО РТ, 1-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-НИСПТР, 1-ЦСГО, 1- КГУКИ
Рекомендованные программы (по направлениям) в разрезе образовательных организаций ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Естественно-математический цикл Математика 23 6-ИРО РТ, 5-ЕИ КФУ, 3-НИСПТР, 9-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, Информатика 13 5-ЕИ КФУ, 2-НИСПТР, 2-ИРО РТ, 3-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-ЦСГО Физика 11 5-ЕИ КФУ, 3-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 2 – ИРО РТ, 1-ЦСГО Химия 4ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ Биология 13 3-НИСПТР, 3-ЦСГО, 2-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 5-ИРО РТ
Рекомендованные программы (по направлениям) в разрезе образовательных организаций ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Художественно-эстетический и спортивно-оздоровительный цикл Искусство 22 6-НИСПТР, 4-ИФМК КФУ, 3-ПМЦПКи ППРОИПиО КФУ, 2- ИРО РТ, 2-ЕИ КФУ,1-АрПК, 1-ИПНМШ РАО, 1-ЛМХПК, 1- РЦВР, 1-КГИК Технология 14 4-ЕИ КФУ, 3-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 3-КНИТУ, 1-ЦСГО, 1-ТИСБИ, 1-НИСПТР, 1-МИПК СНПО Физкультура- ОБЖ ЕИ КФУ, 5-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 3-НИСПТР, 3- ПГАФКСИТ, 2-ИРО РТ
Рекомендованные программы (по направлениям) в разрезе образовательных организаций ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Педагоги-организаторы 31-АрПК, 1-ЕИ КФУ, 1-РЦВР Классные руководители 4 1-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-ЦСГО, 1-ИПНМШ РАО,1-ИРО РТ Социальные педагоги, педагоги-психологи 13 1-ИПО КФУ, 2-ЕИ КФУ, 2-ЦСГО, 3-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1-ТИСБИ, 3-ИРО РТ, 1-ИПНМШ РАО Педагоги, воспитатели кадетских школ 2 1-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 1- ЕИ КФУ Педагоги дополнительного образования детей 11 7-РЦВР, 3-НИСПТР, 1-НЦБЖД
Рекомендованные программы по направлениям в разрезе образовательных организаций СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Коррекционные 74-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ, 2-ИРО РТ, 1-ЦСГО Инклюзивное образование 42-ИРО РТ, 2-ИПО КФУ Учителя-логопеды ДОО1ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 9 4-МИПК СНПО, 2-ИРО РТ, 2-ЕИ КФУ, 1-ПМЦПКиППРО ИПиО КФУ
Программы по квалификационным категориям и стажу работы
Программы по квалификационным категориям и стажу работы Программы по квалификационным категориям и стажу работы
Программы по квалификационным категориям и стажу работы
Модульные программы Модульные программы для работников образования История, обществознание 1 ПМЦПКиППРО КФУ Модульные программы для работников высшей квалификационной категории Русский язык 1 ИРО РТ Математика 3 ПМЦПКиППРО КФУ, ЕИ КФУ, ИРО РТ Химия 1 ПМЦПКиППРО КФУ Итого 6
Интегрированные программы Интегрированные программы для работников образования Математика, физика 1 ИРО РТ Биология, химия, география 1 ЦСГО Химия, биология 1 ПМЦПКиППРО КФУ Изобразительное искусство и музыка 2 ИФМК КФУ, ИРО РТ Физическая культура и ОБЖ1 НИСПТР Физическая культура, технология и ОБЖ1 ПМЦПКиППРО КФУ Итого 7 Интегрированные программы для работников высшей квалификационной категории История, обществознание 1 НИСПТР География, физика, биология, химия 1 ИРО РТ Физическая культура и ОБЖ1 НИСПТР, ЕИ КФУ Итого 3 Интегрированные программы для работников высшей и первой квалификационной категории Физическая культура и ОБЖ1 НИСПТР Интегрированные программы для работников первой квалификационной категории История, обществознание 1 НИСПТР Математика, физика 1 ЕИ КФУ Музыка, изобразительное искусство и технология 1 ПМЦПКиППРО КФУ Физическая культура и ОБЖ1 ЕИ КФУ Итого 4 Интегрированные программы для работников и со стажем работы до 5 лет История, обществознание 1 НИСПТР Интегрированные программы для работников первой квалификационной категории и со стажем работы до 5 лет Физическая культура и ОБЖ1 НИСПТР
Основные причины отклонения программ (не рекомендованы для включения в реестр) (не рекомендованы для включения в реестр) Экспертами было рассмотрено 546 программ. В результате рекомендовано к реализации 346 (64%)представленных программ, отклонено 200 (36%) программ. Основные проблемы (замечания): Дублирование содержания программ ВПО в программах ДПО Оторванность содержания программ от практической профессиональной деятельности. Несоответствие структуры программ ДПО требованиям действующих нормативно-правовых актов системы ДПО (приказ 499) Несоответствие срока освоения программы требованиям действующих нормативно-правовых актов системы ДПО (приказ 499) Отсутствие структурно-логических связей между отдельными компонентами программы: темой, целью, планируемыми результатами, содержанием, формами образовательной деятельности слушателей, оценочными материалами Следование не компетентностной, а знаниевой парадигме образования. Отсутствие активных и интерактивных форм обучения Отсутствие ориентации на актуальные профессиональные запросы слушателей, на формирование квалификационных характеристик целевой аудитории Отсутствие оценочных средств контроля планируемых результатов обучения Нечеткое определение организационно-педагогических условий для реализации конкретной программы
Перспективы Рассмотреть и утвердить единые требования к программам ДПО в Республике Татарстан Провести обучение экспертов Провести серию обучающих семинаров для авторов ДПП Утвердить «Методические рекомендации по проектированию дополнительных профессиональных программ в ГАОУ ДПО ИРО РТ»
Министерство образования и науки Республики Татарстан