Деятельность Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций С.Р. Красильников заместитель директора Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций Минэкономразвития России
Основные направления деятельности 1. Внешнеэкономическое сотрудничество Межправительственные комиссии по торгово- экономическому сотрудничеству (МПК) Проекты Бизнес-миссии Страновые планы действий (СПД) 2.«Санкции» Мониторинг Импортозамещение 3. Сотрудничество с Европейским союзом Соглашение об ассоциации Украины с ЕС Энергетика Совместная инициатива Россия-ЕС «Партнерство для модернизации» «Новые горизонты»
Карта мира по объему ВВП в 2010 году
Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) На страны – партнеры по МПК приходится: 92 % внешнеторгового оборота 94 % иностранных инвестиций 86 % инвестиций из России за рубеж МПК - действенный инструмент двустороннего взаимодействия Деятельность регулируется Положением о российских частях межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству между российской федерацией и зарубежными странами (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1992 г. 678)
В 2014 году было проведено 5 заседаний МПК (Ирландия, Македония, Сербия, США, Словения) 8 встреч сопредседателей (Германия, Греция, Нидерланды, Румыния, Словения, Черногория, Венгрия, Словакия) ряд рабочих групп в рамках МПК
Функции МПК Координация деятельности российских министерств, ведомств и организаций, участвующих в решении основных задач сотрудничества; Подготовка предложений по перспективным программам и принципиальным вопросам сотрудничества между Российской Федерацией и зарубежными странами на основе оценки его современного состояния и возможностей дальнейшего развития; Контроль подготовки и реализации межправительственных торгово-экономических и научно-технических соглашений, долгосрочных программ и крупных проектов сотрудничества между Российской Федерацией и зарубежными странами; Информирование и при необходимости консультирование Правительства Российской Федерации, органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации а также деловые круги России по вопросам, связанным с подготовкой и реализацией соглашений, программ и проектов, и принимаемым мерам по решению возникающих проблем; Налаживание и поддержание рабочих контактов с иностранными частями межправительственных комиссий; Организация подготовки заседаний межправительственных комиссий в части, касающейся вопросов повестки дня.
Реализация проектов в 2014 г. Наиболее яркие проекты 1. Продвижение на венгерский рынок новых моделей комбайнов. 2. Строительство объектов медицинской инфраструктуры на территории Липецкой области (Администрация Липецкой области). 3. Продвижение на рынок Канады технологии производства безотходных моющих составов в рамках программ экологической безопасности провинции Альберта (проект ООО «НПФ «РИВТ», г. Санкт- Петербург) 4. Создание совместного производства по переработке непищевой биомассы и получению продуктов с высокой добавленной стоимостью и проект по созданию совместного производства UD материалов. 5. Проект ««Экспорт семенного картофеля на перерабатывающие предприятия нидерландской компании «Фарм Фритес» в Восточной Европе и России». 6. Создание совместного регионального центра производства и продаж циклотронных радиофармпрепаратов (далее - РФП) и протонной терапии. 7. Модернизация железнодорожной инфраструктуры Республики Сербии
Бизнес-миссии 2014 г. Были реализованы 19 бизнес-миссий, включенные в Годовую программу при ключевой роли торгпредства
«Санкции» ЕС против России Юридическое основание для введения ограничительных мер против России- Статья 215 Договора о функционировании ЕС, которая предусматривает следующую процедуру принятия решений в сфере санкционной политики Евросоюза Санкционные меры вводятся, как общее правило, на один год, однако в любое время могут быть пересмотрены в сторону как ужесточения, так и смягчения. секторальные ограничительные меры действуют до 31 июля 2015 г., меры против Крыма и Севастополя – до 23 июня 2015 г., против физических лиц – первоначально до 17 сентября 2014 г. (решением от 8 сентября 2014 г. данный срок продлен до 15 марта 2015 г., 29 января 2015 г. – до сентября 2015 г.). Ущерб России 25 млрд. евро Ущерб ЕС 50 млрд. евро
Антисанкционная работа Информационная работа по разъяснению нашей позиции по отношению к введенным санкциям иностранным партнерам; Анализ введенных ограничительных мер со стороны ЕС в отношении России, их влияния на российскую экономику; Предложения по минимизации рисков; Постоянный мониторинг действий Еврокомиссии, направленных на ослабление российской экономики. Возрастает роль торгпредств как деидеологизированных площадок для предметного сотрудничества с бизнесом
Внешняя торговля Российской Федерации с ЕС и основными интеграционными объединениями
Товарооборот Россия-ЕС
Товарооборот Россия-ЕС в январе-марте 2014 и 2015 гг.
Товарная структура внешней торговли России с ЕС, %
Тарифная либерализация Таможенное администрирование Санитарные и фитосанитарные правила Техническое регулирование Энергетика Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и государствами- членами Европейского союза с одной стороны и Украиной с другой Риски для Российской Федерации - возможность вытеснения российских товаров с рынка Украины и ЕС; - вытеснение украинских товаров на рынок Таможенного союза; - угроза несанкционированного реэкспорта путем недостоверного заявления сведений о стране происхождения товаров. -невозможность применения системы взаимного признания таможенного контроля в связи с переходом Украины на методологию ЕС - сворачивание наиболее эффективных проектов таможенного сотрудничества, вызванное снижением уровня взаимопонимания и доверия между таможенными службами России и Украины. - ввоз небезопасной продукции или заноса особо опасных инфекций на территорию Украины и далее в Россию; - использование европейского сырья с содержанием опасных вредных веществ в производстве украинских товаров, предназначенных для экспорта; - дополнительные барьеры в двусторонней торговле в связи с дорогостоящей и длительной процедурой получения новых сертификатов. - нарушение выстроенной системы по обеспечению параллельной работы Объединенной энергетической системы Украины и Единой энергетической системы России. - невозможность продолжения существующей практики взаимного признания сертификатов - необходимость переоснащения производств - нарушение налаженных кооперационных связей - частичная потеря украинского рынка в период получения новых сертификатов
Выдвинута в ходе саммита Россия-ЕС в Стокгольме 18 ноября 2009 г. Наиболее успешная инициатива Россия-ЕС последнего времени А.Е. ЛихачевГ.Виганд «Партнерство для модернизации»
Диалог по промышленной политике и предпринимательству Диалог в области регулирования промышленной продукции Энергетический Диалог Транспортный Диалог Диалог в области окружающей среды Диалог по сотрудничеству в области космоса Диалог по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий Диалог по правам интеллектуальной собственности Диалог по вопросам миграции Диалог в области здравоохранения Безвизовый диалог Диалог по таможенному регулированию Диалог по вопросам торговли и капиталовложений Диалог в области научных исследований и разработок Диалог по государственным закупкам Диалог по финансовой и макроэкономической политике Диалог по информационному обществу Диалог по региональной политике Инструменты реализации Партнерства Россия-ЕС – отраслевые диалоги
«Новые горизонты» Основные задачи на 2015 г.: Обеспечение импортозамещения продукции, попавшей под санкции; Продолжение работы по облагораживанию и повышению качества несырьевого экспорта; Содействие в реализации и сопровождение проектов, направленных на создание совместных предприятий и локализацию современных высокотехнологичных производств; Содействие в реализации инвестиционных и инновационных проектов российских компаний в странах ЕС; Дальнейшее развитие таких форм двустороннего сотрудничества, как торгово-производственная и научно-технологическая кооперация российских и европейских, вузов и НИИ в различных отраслях промышленности; Включение российских предприятий в глобальные технологические цепочки создания добавленной стоимости.
Спасибо за внимание!