Проблемное обучение, как составляющая часть развивающего обучения Егорова Г.И. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 101 с углубленным изучением отдельных предметов
«Формула» проблемного обучения ЗУН + СУД + СДУ Знания. Умения. Навыки. Способы умственных действий Я мыслю, значит я существую Самостоятельная деятельность учащихся
История развития проблемного обучения эвристические беседы Сократ 60 ые годы XX века советские дидакты: М.А.Данилов М.Н. Скаткин Ю.К. Бабанский М.И. Махмутов уроки для Эмиля Руссо Ж.Ж. К.Д. Ушинский Д. Дьюи
Понятия и термины используемые в работе Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов. Проблемная ситуация – это ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи. Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации. Проблемный вопрос – это вопрос, на который в ходе учебного занятия требуется найти ответ путем самостоятельной интеллектуальной деятельности. Необходимо стремиться к возможному, чтобы достичь невозможного.
Цели проблемного обучения – активизация мышления учащихся путем создания проблемных ситуаций; – развитие творческого воображения учащихся; – формирование способностей открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования; – организация самостоятельной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, навыков; – социализация личности. Умом Россию не понять
Виды проблемного обучения Научное творчество Практическое творчество Художественное творчество Теоретическое исследование Поиск практического решения Художественное отражение действительности теория практика творчество
«Плюсы» проблемного обучения интеллектуальная деятельность путем решения учебных проблем формирование мировоззрения связь с жизнью индивидуальный подход высокая эмоциональная активность динамичность К.Д. Ушинский М.И. Махмутов
Этапы создания проблемных ситуаций теоретическое объяснение явлений и фактов поиск пути практического применения анализ фактов выдвижение гипотезы формулировка выводов опытная проверка О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух …
доступность понимания всеми учащимися посильность выполнения всеми учащимися заинтересованност ь естественность постановки Требования к проблеме Нам не дано предугадать как наше слово отзовется...
Пути решения проблемных ситуаций Учитель сам ставит и решает проблему. Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы. Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с помощью учителя Учащиеся сами ставят и решают проблему.
Методы проблемного обучения эвристическая беседа исследовательский метод классификация и дифференциация сравнение и сопоставление анализ и синтез лингвистически й эксперимент метод создания проблемных ситуаций
Формы проведения урока лекция семинар дискуссия урок открытых мыслей ролевая игра суд над героем
Качество ЗУН учащихся 2006 – 2007 учебный год
Результативность
О, как трудна ты, первая строка!.. О, как важна ты, первая строка!..