Подготовила : воспитатель средней группы Панченко Людмила Ивановна МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10
« Занятия ритмикой, полные бодрости, радости, чувства гармонии излучаемого музыкой, наложат отпечаток на развитие личности этих детей и возродят в них чувства гармонического согласия со всеми функциями организма». Н. Г. Александрова
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое. Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!
использование логоритмики, как эффективного средства в организации проведения оздоровительно - образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью, была выдвинута гипотеза - включение логоритмических занятий способствует всестороннему развитию детей с общим нарушением речи и коррекции речевой и двигательной сфер.
1. Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; 2. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей; 3. Активизация всех видов внимания и памяти; 4. Развитие артикуляционной и мимической моторики; 5. Формирование фонематического слуха; 6. Коррекция речевых нарушений.
Занятия по логоритмике помогут сформировать и развить: ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики. КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЧЬЮ К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем…» или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях…» ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, направо и налево, на месте.
ДЫХАНИЕ Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания. АРТИКУЛЯЦИЮ, МИМИКУ И ГОЛОС Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка» УМЕНИЕ РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ТЕЛА, РЕЛАКСАЦИЮ Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.
ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит – хорошо говорит. СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ Так как определенные движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными видами деятельности. К примеру, «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте она идет…» В целом, логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное. ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение. РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях
Занятия по логоритмике проводит 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня). Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
1. Вводная часть: - ритмическая разминка. 2. Основная часть: - упражнения на регуляцию мышечного тонуса, - упражнения на развитие общей моторики, - упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), - упражнения на развитие мимических мышц, - упражнения на развитие дыхания, - упражнения на развитие чувства темпа и ритма, - упражнения на развитие координации речи с движением, - пение. 3. Заключительная часть: - игра. Структура: