Товарооборот РФ-ЕС: реструктуризация на марше С.Р. Красильников заместитель директора Департамента стран Европы, Северной Америки и международных организаций Минэкономразвития России
«Санкции» ЕС против России Юридическое основание для введения ограничительных мер против России- Статья 215 Договора о функционировании ЕС, которая предусматривает следующую процедуру принятия решений в сфере санкционной политики Евросоюза Санкционные меры вводятся, как общее правило, на один год, однако в любое время могут быть пересмотрены в сторону как ужесточения, так и смягчения. секторальные ограничительные меры действуют до 31 июля 2015 г., меры против Крыма и Севастополя – до 23 июня 2015 г., против физических лиц – первоначально до 17 сентября 2014 г. (решением от 8 сентября 2014 г. данный срок продлен до 15 марта 2015 г., 29 января 2015 г. – до сентября 2015 г.). Ущерб России 25 млрд. евро Ущерб ЕС 50 млрд. евро
Тарифная либерализация Таможенное администрирование Санитарные и фитосанитарные правила Техническое регулирование Энергетика Соглашение об ассоциации между Европейским союзом и государствами- членами Европейского союза с одной стороны и Украиной с другой Риски для Российской Федерации - возможность вытеснения российских товаров с рынка Украины и ЕС; - вытеснение украинских товаров на рынок Таможенного союза; - угроза несанкционированного реэкспорта путем недостоверного заявления сведений о стране происхождения товаров. -невозможность применения системы взаимного признания таможенного контроля в связи с переходом Украины на методологию ЕС - сворачивание наиболее эффективных проектов таможенного сотрудничества, вызванное снижением уровня взаимопонимания и доверия между таможенными службами России и Украины. - ввоз небезопасной продукции или заноса особо опасных инфекций на территорию Украины и далее в Россию; - использование европейского сырья с содержанием опасных вредных веществ в производстве украинских товаров, предназначенных для экспорта; - дополнительные барьеры в двусторонней торговле в связи с дорогостоящей и длительной процедурой получения новых сертификатов. - нарушение выстроенной системы по обеспечению параллельной работы Объединенной энергетической системы Украины и Единой энергетической системы России. - невозможность продолжения существующей практики взаимного признания сертификатов - необходимость переоснащения производств - нарушение налаженных кооперационных связей - частичная потеря украинского рынка в период получения новых сертификатов
Внешняя торговля Российской Федерации с ЕС и основными интеграционными объединениями
Товарооборот Россия-ЕС
Товарооборот Россия-ЕС в январе-марте 2014 и 2015 гг.
Товарная структура внешней торговли России с ЕС, %
Точки роста Высокотехнологичный экспорт + 200% Машины, оборудование, транспортные средства + 244% Продовольственные товары и с/х сырье + 74% Продукция химической промышленности, каучук + 50% Инновационная продукция + 20% Продукция химической промышленности + 111% Металлы и изделия из них + 26% экспорт
Точки роста Текстиль, изделия из него, обувь + 122% Машины, оборудование, транспортные средства + 760% Продовольственные товары и с/х сырье + 38% Продукция химической промышленности, каучук + 300% Жемчуг, драгоценные камни, металлы + 265% Текстиль, изделия из него, обувь + 140% экспорт
«Новые горизонты» Основные задачи Правительства РФ на гг.: Активизация работы по продвижению конкретных проектов российских компаний в рамках организации бизнес-миссий при активном участии торговых представительств; Расширение проектного подхода, позволяющего с привлечением институтов развития экспорта сформировать единую цепочку продвижения товара - от определения экспортного рынка и покупателя, получения экспортного кредита, его страхования до продвижения проекта торговым представительством; Завершение реформирования системы торгпредств с целью их ориентации на предоставление отечественным компаниям профессиональных услуг по продвижению продукции (в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства).
«Новые горизонты» В отношении Европейского союза будет проводиться курс на поддержание оптимальных в сложившейся ситуации параметров взаимодействия с целью обеспечения стабильной торговли, привлечения инвестиций и технологий, осуществления совместных промышленных и инфраструктурных проектов.
«Новые горизонты» Основные задачи Минэкономразвития России на 2015 г.: Обеспечение импортозамещения продукции, попавшей под санкции; Продолжение работы по облагораживанию и повышению качества несырьевого экспорта; Содействие в реализации и сопровождение проектов, направленных на создание совместных предприятий и локализацию современных высокотехнологичных производств; Содействие в реализации инвестиционных и инновационных проектов российских компаний в странах ЕС; Дальнейшее развитие таких форм двустороннего сотрудничества, как торгово-производственная и научно-технологическая кооперация российских и европейских, вузов и НИИ в различных отраслях промышленности; Включение российских предприятий в глобальные технологические цепочки создания добавленной стоимости.
Спасибо за внимание!