Использование результатов регионального мониторинга качества начального общего образования при подготовке к ВПР Мостова Ольга Николаевна – заведующая кафедрой начального общего образования,к.п.н.
«Качественное образование как ресурс развития личности» Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области 17 ноября 2015 г. Кировск Совещание руководителей образовательных организаций Волховского образовательного округа Ленинградской области
3 Стратегия повышения качества региональной системы образования С.В. Тарасов, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
Поставленные задачи Поручение Президента Российской Федерации от Пр-988 Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Поручение Помощника Президента Российской Федерации Выступление первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации
Основные идеи оценки качества образования 5 Совершенствование механизмов развития общероссийской системы оценки качества образования путём построения системы взаимосвязанных исследовательских и диагностических процедур на разных уровнях системы образования
Перечень федеральных документов, определяющих стратегию и развитие оценки качества образования 6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы; Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 28 октября 2015 года 427-СФ «О государственной политике в сфере образования».
Модель управления качеством через оценочные процедуры Общее образование Дополнительное образование Национальные исследования (НИКО), ВПР Международные исследования Исследования на уровне образовательных организаций Региональные исследования Дошкольное образование Органы государственной власти Образовательные организации Общественные организации Граждане ЕГЭ, ГИА-9 Процедуры государственной регламентации Профессиональное образование Исследования компетенций учителей Независимая оценка качества Олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы Внеучебные достижения и дополнительное образование
ВПРВПР Не ЕГЭ! Вместо КИМ – варианты проверочной работы Вместо демоверсии – образец проверочной работы Нет заданий с выбором ответа Не ЕГЭ! Вместо КИМ – варианты проверочной работы Вместо демоверсии – образец проверочной работы Нет заданий с выбором ответа Русский язык 4 класс – на основе диктанта Оценка предметных результатов в соответствии с ФГОС, оценка УУД Русский язык 4 класс – на основе диктанта Оценка предметных результатов в соответствии с ФГОС, оценка УУД Оценивание работ на основе стандартизированных критериев, интеграция проекта с системой повышения квалификации в вопросах оценивания Использование банков заданий, построенных с учетом опыта российских и международных оценочных процедур Предоставление школам единых вариантов и критериев оценивания Доступность для всех школ Возможность провести на уровне региона. Возможность получить сводные результаты на федеральном уровне Доступность для всех школ Возможность провести на уровне региона. Возможность получить сводные результаты на федеральном уровне Всероссийские проверочные работы
График проведения исследований качества образования (ближайшее время) График проведения исследований качества образования (ближайшее время) Дата Исследование Примечани е – 11 ноября Исследование профессиональных компетенций учителей русского языка и математики мартаНИКО: история, обществознание 6 класс В течение года запланировано проведение лонгитюдног о исследования качества дошкольного образования (проводится в течение двух лет) 24 мартаНИКО: история, обществознание 8 класс 12, 14, 19, 21 апреля Всероссийские проверочные работы (4 класс – русский язык, математика, окружающий мир, 5 класс – русский язык, математика, биология – по желанию) апреля Международные исследования качества образования: PIRLS мая Исследование профессиональных компетенций учителей литературы и истории июнь ГИА-9 – введение обязательных экзаменов по 2 учебным предметам по выбору учащегося (без учета результатов экзаменов при выставлении итоговой отметки в аттестат) 4 октябряНИКО: иностранные языки 5 класс 6 октябряНИКО: иностранные языки 8 класс
Участие Ленинградской области в процедурах оценки качества образования в годах По математике в 5-7 классах, По 3 предметам начальной школы: математика, русский язык, окружающий мир; По информационным технологиям в 8-9 классах Национальные Исследования Качества Образования НИКО Проведение (май-июнь 2015) ГИА -9 Апрель-май 2015 – учителя истории и обществознания Ноябрь 2015 – учителя математики Исследование профессиональных компетенций учителей Качество граждановедческого образования (ICCS), Качество чтения и понимания текстов обучающимися (PIRLS). Международные исследования качества образования
Использование результатов проверочных работ 11 На региональном уровне корректировка отдельных аспектов в системе общего образования; корректировка программ повышения квалификации педагогических кадров; корректировка контрольно-надзорной деятельности На муниципальном уровне обеспечение адресной поддержки школ с низкими результатами На уровне образовательной организации административный контроль качества преподавания учебных предметов; повышение внутришкольного контроля соответствия качества урока современным требованиям, системная работа по развитию профессиональных качеств педагога; учет результатов проверочных работ при выставлении годовых отметок по предмету
Независимая оценка качества образования 12 Статья 95. Независимая оценка качества образования (в ред. Федерального закона от ФЗ) 1. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. 2. Независимая оценка качества образования включает в себя: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся; 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Инструментарий для оценки состояния системы начального образования стандартизированные измерительные материалы в виде итоговых работ по математике и русскому языку, а также комплексная работа по оценке метапредметных результатов обучения и анкеты для родителей и учителей для сбора контекстной информации
Какие школы в России обеспечивают наивысшие результаты? безопасность и комфорт детей в школе; достаточные ресурсы для организации учебного процесса; хорошие условия для работы учителей; высокие требования к результатам обучения; персональная помощь учащимся с трудностями в обучении; поддержка детей из социально неблагополучных семей; использование компьютеров для организации самостоятельной работы учащихся; минимальные проблемы с дисциплиной учащихся. Российский портрет успешной школы
Какие учащиеся показывают наивысшие результаты? Вовлеченность в учебный процесс
Основа качественной подготовки выпускников начальной школы Умения работать с информацией в разных видах Читательская грамотность Умения работать с текстом
Для оценки сформированности части познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий была проведена итоговая комплексная письменная работа(4 варианта текстов) задания для оценки общеучебных действий, которые связаны с чтением и пониманием текстов, с преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей
Оценка сформированности читательских умений Группа 1 умений включает в себя общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте Группа 2 умений включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений Группа 3 умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика.
Успешность выполнения комплексной работы по группам умений
Общие выводы по результатам выполнения комплексной работы 1. Успешность выполнения по региону в 2015 г. выросла на 6 % по сравнению с результатами 2013 г. в ЛО и РФ 2. Результаты региона, связанные с общим пониманием текста, в 2015 г. на 6% выше уровня ЛО в 2013 г. и на 7% выше уровня других регионов за 2013 г. 3. В 2015 г. только на 1% увеличились показатели глубокого и детального понимания содержания и формы текста по региону по сравнению с данными 2013 года. 4. На 3 % увеличились показатели по использованию информации из текста для различных целей по сравнению с прошлогодними результатами по Ленинградской области и другим регионам России, что свидетельствует о совершенствовании этой работы как на уровне школ, так и в районах 5. Наблюдается значительная неоднородность результатов школ 6. При среднем результате успешности выполнения работы в 64% по всей выборке 2015 г. разброс в средних результатах по отдельным классам составляет 57%, что явно выявляет классы и школы, требующие значительной методической поддержки в обучении детей чтению
Выводы Проблемы обучения детей, для которых русский язык не является родным, а также проблемы оценки достижения этими учащимися требований стандарта на русском языке требуют особого внимания. Полученные данные говорят о том, что у выпускников начальной школы лучше сформированы умения находить информацию, представленную в тексте в явном виде или определять общую идею текста
Выводы Результаты выполнения отдельных заданий на общее понимание текста колеблются от 46% до 87% Наиболее успешно сформированы следующие умения: определять главную мысль текста выбирать утверждение – вывод, на основе информации, имеющейся в тексте находить информацию, явно заданную в тексте
Выводы Результаты выполнения заданий второй группы, требующих более глубокого понимания текста, его анализ и интерпретацию, а также детальное выделение основной информации из текста для формулирования выводов и оценочных суждений, имеют большой разброс значений.
Выводы Наиболее успешно выполнены задания, в которых требовалось: - обосновать вывод автора, на основе анализа текста и фотографий, приведя один довод - найти выражение, в котором отражался смысл отдельного выражения из текста - определить (выбрать из предложенных утверждений) назначение отдельных элементов текста - выбрать значение незнакомых слов Во всех приведенных выше заданиях нужно было или дать самостоятельно небольшой ответ, или выбрать один - два ответа из предложенных
Выводы Наиболее низкие результаты продемонстрированы при выполнении заданий, в которых учащиеся должны были: определить факты, на основе которых сделан вывод сопоставить информацию из текста и иллюстрации дать объяснение на основе анализа текста и установления причинно-следственных связей в тексте выбрать два утверждения из пяти предложенных, которые раскрывают смысл обобщенного понятия
Выводы Результаты выполнения заданий второй группы, требующих более глубокого понимания текста, его анализ и интерпретацию, а также детальное выделение основной информации из текста для формулирования выводов и оценочных суждений, имеют большой разброс значений. Наиболее успешно выполнены задания, в которых требовалось: - обосновать вывод автора, на основе анализа текста и фотографий, приведя один довод - найти выражение, в котором отражался смысл отдельного выражения из текста - определить (выбрать из предложенных утверждений) назначение отдельных элементов текста - выбрать значение незнакомых слов. Во всех приведенных выше заданиях нужно было или дать самостоятельно небольшой ответ, или выбрать один - два ответа из предложенных
Выводы Наиболее низкие результаты продемонстрированы при выполнении заданий, в которых учащиеся должны были: - определить факты, на основе которых сделан вывод - сопоставить информацию из текста и иллюстрации - дать объяснение на основе анализа текста и установления причинно-следственных связей в тексте - выбрать два утверждения из пяти предложенных, которые раскрывают смысл обобщенного понятия
Серия пособий «Работаем по новым стандартам» Учимся успешному чтению «Портфель успешного читателя» 1-4 класс Автор: Галактионова Т.Г. М., «Просвещение, 2012 год Методическое пособие для учителя
В помощь учителю «Типовые задачи по формированию УУД» Работа с информацией. 1-4 класс Т. П. Хиленко М.: «Просвещение», 2012 г.
Спасибо за внимание! Мостова Ольга Николаевна, к.п.н., заведующая кафедрой начального общего образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО»