Г. Москва, 2015 г. Основные положения 4-го антимонопольного пакета ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Advertisements

Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по борьбе с картелями Москва, 2009 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЧАСТИЕ В КАРТЕЛЕ.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Применение антимонопольного законодательства: «третий антимонопольный пакет» ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ижевск, 18 апреля 2012.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва,2009 г. Второй антимонопольный пакет законов.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Мероприятия по противодействию коррупции г. Калининград Для просмотра слайдов нажмите F5.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Совершенствование законопроекта «О защите конкуренции»: поправки Правительства РФ ко второму чтению Москва, 2006 г.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для банковского рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Статья 143 УК РФ. Нарушение требований охраны труда (редакция, действующая с ) 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое.
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации Преподаватель - Крылова Дина Владимировна, Президент Межрегионального.
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Транксрипт:

г. Москва, 2015 г. Основные положения 4-го антимонопольного пакета ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Поправки в законодательство Основная цель внесения поправок в закон «О защите конкуренции»: 2 Реализация положений Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», которая принята по инициативе бизнес сообщества; Выполнение рекомендаций ОЭСР В июле 2013 года Комитет по конкуренции ОЭСР признал соответствие политики защиты конкуренции России стандартам ОЭСР.

3 Доминирование на рынке Исключена возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35 %, кроме случаев коллективного доминирования Исключена возможность признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого не превышает 35 %, кроме случаев коллективного доминирования Уточнения в статье 10 Закона о защите конкуренции Запрещается злоупотребление доминирующим положением, если Запрещается злоупотребление доминирующим положением, если результатом является или может являться недопущение, ограничение устранение конкуренции результатом является или может ущемление интересов неопределенного круга потребителей результатом является или может ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности

4 3 3 Доминирование на рынке Полномочия Правительства РФ устанавливать Правила недискриминационного доступа расширены Полномочия Правительства РФ устанавливать Правила недискриминационного доступа расширены 4 4 Субъект занимает доминирующее положение и не является СЕМ Доля субъекта на товарном рынке составляет более 70% Факт злоупотребления доминированием установлен вступившим в силу решением ФАС Совокупность условий Правила недискриминационного доступа к услугам финансовых организаций утверждаются ФАС по согласованию с ЦБ РФ

5 Правила недискриминационного доступа 1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ; 2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации; 3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, стоимости этих товаров или принципах определения цены товара и его оплаты, возможном объеме производства или реализации этих товаров, технических и технологических возможностях предоставления этих товаров; 4) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам; 5) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Правила могут содержать условие об обязательной продаже товара на торгах. 1) перечень товаров, к которым предоставляется недискриминационный доступ; 2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации; 3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, стоимости этих товаров или принципах определения цены товара и его оплаты, возможном объеме производства или реализации этих товаров, технических и технологических возможностях предоставления этих товаров; 4) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа к товарам; 5) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Правила могут содержать условие об обязательной продаже товара на торгах.

6 Антиконкурентные соглашения Из понятия «вертикальное соглашение» исключено положение о том, что агентский договор не является «вертикальным» соглашением Введено понятие «картель покупателей» - признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке Введено понятие «картель покупателей» - признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке Уточнены антимонопольные требования к торгам - запрещается заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов (частный случай координации действий участников торгов) Уточнены антимонопольные требования к торгам - запрещается заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов (частный случай координации действий участников торгов)

7 Контроль экономической концентрации Ходатайство или уведомление может быть представлено в антимонопольный орган в электронной форме в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом Сведения о поступившем в антимонопольный орган ходатайстве о даче согласия на осуществление сделки, иного действия подлежат размещению на официальном сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" Лица вправе обратиться в антимонопольный орган в целях информирования о предстоящей сделке или об ином действии до подачи ходатайства или уведомления в антимонопольный орган. Антимонопольный орган принимает во внимание представленные информацию и документы. Лица вправе обратиться в антимонопольный орган в целях информирования о предстоящей сделке или об ином действии до подачи ходатайства или уведомления в антимонопольный орган. Антимонопольный орган принимает во внимание представленные информацию и документы. 4 4 Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение о совместной деятельности, если суммарная стоимость их активов не превышает размеры, предусмотренные законом, до заключения соглашений вправе представить ходатайство о даче согласия на заключение соглашения в антимонопольный орган, который обязан рассмотреть это ходатайство

8 Действующая редакция ст. 14«Четвертый антимонопольный пакет» 1. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений Дискредитация 2. Введение в заблуждение в отношении товара или производителя Введение в заблуждение (детализировано) 3. Некорректное сравнение субъектов своих товаров с товарами конкурента Некорректное сравнение (детализировано) 4. Введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты ИД и средства индивидуализации Введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты ИД и средства индивидуализации (включая ноу-хау) 5. Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей тайну Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей тайну 6. Незаконное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации Незаконное приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации (детализировано) Создание смешения 7. Иные формы недобросовестной конкуренции Иные формы недобросовестной конкуренции Недобросовестная конкуренция

9 Расширение действия института предостережения Действующая редакция Новые полномочия Направляется должностному лицу хозяйствующего субъекта Основание – публичное заявление о планируемом поведении на рынке Направляется должностному лицу хозяйствующего субъекта Основание – публичное заявление о планируемом поведении на рынке Направляется должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда Основание – публичное заявление о планируемом поведении на рынке Направляется должностному лицу федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда Основание – публичное заявление о планируемом поведении на рынке

10 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Выполнение предупреждения Невыполнение предупреждения 1. Антимонопольное дело не возбуждается; 2. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности. Возбуждение антимонопольного дела Обязанность (10 рабочих дней) Признание комиссией факта нарушения Непризнание комиссией факта нарушения Привлечение к ответственности Прекращение рассмотрения дела Расширение действия института предупреждения 10 дней - п.п. 3,5,6,8 ч. 1 ст. 10, - ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, ст п.п. 3,5,6,8 ч. 1 ст. 10, - ст. 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, ст. 15 Действия (бездействия) - признаки нарушения

ФАС – орган предупредительного контроля 11 С введением института предупреждения: Бизнес получил возможность оперативно устранить нарушение законодательства без наложения штрафов; ФАС – возможность возбуждать дела только после отказа хоз субъектов исполнять предупреждения; Потребители – возможность эффективно и оперативно защитить свои права; Для судов это означает резкое сокращение количества рассматриваемых дел.

Определяется правовой статус Президиума ФАС России. Президиум ФАС России изучает, обобщает и дает разъяснения по вопросам практики применения антимонопольного законодательства 12 Либерализация законодательства

Президиум ФАС России наделяется полномочием по пересмотру решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если 13 такие решения нарушают единообразие в толковании и применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Либерализация законодательства

14 Порядок рассмотрения дел Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства Резолютивная часть Мотивировочная часть Описательная часть Вводная часть Акты комиссии могут подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью председателя комиссии и членов комиссии

15 Порядок рассмотрения дел Заключение об обстоятельствах дела (статья 48.1) Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: 1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией; 2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. В случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело подлежит отложению. Заключение об обстоятельствах дела (статья 48.1) Перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела Заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: 1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией; 2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. В случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело подлежит отложению.

16 Порядок рассмотрения дел Статья Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства Доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства - это сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела. Доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства: -письменные доказательства, -вещественные доказательства, -пояснения лиц, участвующих в деле, -пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, -заключения экспертов, -аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Дано понятие письменных и вещественных доказательств Статья Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства Доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства - это сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела. Доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства: -письменные доказательства, -вещественные доказательства, -пояснения лиц, участвующих в деле, -пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, -заключения экспертов, -аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Дано понятие письменных и вещественных доказательств

17 Ответственность органов власти Статья Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления 1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи настоящего Кодекса, - частью 3 статьи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 2. Действия должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -части 1 влекут дисквалификацию на срок до трех лет. Статья Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления 1. Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи настоящего Кодекса, - частью 3 статьи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 2. Действия должностных лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, если такие должностные лица были ранее подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -части 1 влекут дисквалификацию на срок до трех лет.

18 Нарушение правил обязательных торгов Примечания к статье 2.4 дополнены: "Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица». Вводится статья КоАП. Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися Примечания к статье 2.4 дополнены: "Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица». Вводится статья КоАП. Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися

19 Ответственность за соглашения Статья дополнена примечаниями: 5. За совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 настоящей статьи, административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, если такое юридическое лицо добровольно заявило в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения в совокупности выполнило следующие условия: - лицо признало факт совершения административного правонарушения; - лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле); - представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Административный штраф в предусмотренном настоящим примечанием размере налагается на юридические лица, вторым и третьим выполнившие условия настоящего примечания. Настоящее примечание не применяется в отношении юридического лица, являющегося организатором недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения (картеля). 6. При определении в соответствии с настоящей статьей размера административного штрафа, исчисляемого от начальной стоимости предмета торгов, проводимых для заключения договора (контракта), срок исполнения которого превышает один год, размер начальной стоимости предмета таких торгов определяется пропорционально стоимости предмета торгов за один год. Статья дополнена примечаниями: 5. За совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 настоящей статьи, административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, если такое юридическое лицо добровольно заявило в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения в совокупности выполнило следующие условия: - лицо признало факт совершения административного правонарушения; - лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле); - представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Административный штраф в предусмотренном настоящим примечанием размере налагается на юридические лица, вторым и третьим выполнившие условия настоящего примечания. Настоящее примечание не применяется в отношении юридического лица, являющегося организатором недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения (картеля). 6. При определении в соответствии с настоящей статьей размера административного штрафа, исчисляемого от начальной стоимости предмета торгов, проводимых для заключения договора (контракта), срок исполнения которого превышает один год, размер начальной стоимости предмета таких торгов определяется пропорционально стоимости предмета торгов за один год.

20 Перечисление дохода в бюджет или штраф Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с настоящей статьей, статьями и настоящего Кодекса, если такое предписание исполнено Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с настоящей статьей, статьями и настоящего Кодекса, если такое предписание исполнено

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! FAS-book rus_fas