Педагогические методы, способы, технологии И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя
Page 2 Компетентностную модель современного учителя представляют в виде входящих в нее элементов: ценности, принципы и цели; профессиональные качества; ключевые компетенции; педагогические методы, способы и технологии; профессиональные позиции В данной презентации рассмотрим подробно четвертую составляющую компетентностной модели учителя – педагогические методы, способы, технологии
Page 3 Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах: научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Page 4 КРИТЕРИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ Однозначное и строгое определение целей обучения ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО? Отбор и структура содержания ЧТО? Оптимальная организация учебного процесса КАК? Методы, приемы, средства обучения С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? Уровень компетентности учителя КТО? Объективные методы оценки результатов ТАК ЛИ ЭТО?
Page 5 ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АЛГОРИТМИРУЕМОСТЬ ПРОЕКТИРУЕМОСТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ УПРАВЛЯЕМОСТЬ КОРРЕКТИРУЕМОСТЬ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Page 6 Структура педагогической технологии включает в себя следующие составляющие: концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс.
Page 7 Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого- педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Н А У Ч Н А Я Б А З А Концептуальная часть педагогической технологии Педагогические идеи Психологические идеи
Page 8 Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала Содержательная часть технологии Содержание материала Цели – общие и конкретные
Page 9 Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Page 10 Методы обучения Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
Page 11 Способы обучения Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести: индивидуальное обучение; индивидуально-групповой способ; групповой способ; коллективный способ.
Page 12 Взаимосвязь понятий «технология», «метод», «способ» П Е Д А Г О Г И Ч Е С К А Я Т Е Х Н О Л О Г И Я Ц Е Л И СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ МЕТОДЫ ПРИЕМЫ СРЕДСТВА СПОСОБЫ ФОРМЫ
Page 13 Задание Составить презентацию собственного опыта применения одной их педагогических технологий в образовательном процессе (на выбор).