Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационно-аналитическая поддержка государственной политики в сфере государственно-общественного управления образованием (анализ информации, сформированной.
Advertisements

Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Российский учитель по данным мониторинга экономики образования (мотивация, структура занятости, оплата труда.
Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы высшего образования (программы бакалавриата, специалитета,
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Модернизация статистики образования в сегментах профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного профессионального образования,
Отчет выполнения работ по проекту «Мониторинг состояния системы дополнительного образования детей», проводимому в рамках реализации мероприятия 2 Распространение.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Отражение параметров дорожной карты в электронном мониторинге на сайтах и «Информика» Дошкольное образование.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.
Семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) Овечкина Т.А., заведующий «Института детства» СПб АППО.
Проведение общественного мониторинга реализации Указов Президента РФ в области развития образования Анна Прудникова Национальный исследовательский университет.
Проблемы введения эффективного контракта в деятельность образовательных организаций.
Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проекты комплекс ов мер по модернизации системы общего образования в муниципальных образованиях Костромской области Департамент.
СТРУКТУРА 1.Анализ реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 г. 2.Описание мер по модернизации.
По Федеральной целевой программе развития образования на годы (I этап ) реализован Исполнителем – Автономная некоммерческая организация « Учебный.
Транксрипт:

Проведение серии социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, сопровождения региональных программ развития дошкольного образования и формирования предложений по совершенствованию и внедрению современных моделей развития системы дошкольного образования I этап Руководитель проекта: д.э.н., профессор Л.М. Гохберг ГК от Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ Федеральной целевой программы развития образования на годы под мероприятие 1.8 «Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования» мероприятие 1 «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» задача 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Мониторинг экономики образования Мониторинг экономики образования – система сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования Мониторинг экономики образования обеспечивает формирование принципиально новой информационной базы для осмысления процессов, происходящих в сфере образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений Мониторинг экономики образования проводится с 2002 года

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Принципы мониторинга экономики образования Комплексность Уровни образования Субъекты рынка образовательных услуг Регионы Устойчивость Взаимодействие с заказчиками Связь с регионами Обоснованность методологии Формирование организационной структуры Уникальность

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Схема работ мониторинга экономики образования Анализ потребностей пользователей Определение (уточнение) задач и направлений развития системы мониторинга Организация и координация Методологические исследования Статистическая поддержка Тематические социологические обследования Аналитические исследования Прогнозные исследования Формирование базы знаний Создание информационного хранилища Создание сайта Публикация, презентация и распространение результатов

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Задачи ежегодного цикла работ Актуализация методологии и инструментария мониторинга экономики образования Организация и проведение комплекса обследований мониторинга экономики образования Анализ материалов мониторинговых обследований и обобщение результатов Презентация и обсуждение результатов мониторинга экономики образования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Цель проекта Цель проекта: развитие мониторинга экономики образования как системы сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования для исследования процессов, происходящих в сфере дошкольного образования, разработки государственной образовательной политики и принятия управленческих решений, включая меры по поддержке программ развития регионально- муниципальных систем дошкольного образования; совершенствовании научно-методических, организационных и аналитических подходов к исследованию экономических аспектов развития системы образования в Российской Федерации. Социологические обследования, обеспечивающие развитие знаний о мотивациях, поведении и стратегиях потребителей и поставщиков образовательных услуг, проводятся в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Схема обследования

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Задачи проекта 2014 года Задача 1. Актуализация инструментария для проведения в 2014 году социологических обследований мониторинга экономики образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования: родителей воспитанников, воспитателей, заведующих. Задача 2. Подготовка и проведение в 2014 году социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования: родителей воспитанников, воспитателей, заведующих. Задача 3. Изучение экономических аспектов развития образования в Российской Федерации на основе систематизированных результатов проведенных в 2014 году социологических обследований в сегменте дошкольного образования с учетом потребностей разработки образовательной политики и анализа ее результатов, включая меры по поддержке программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования. Задача 4. Накопление и распространение результатов мониторинга экономики образования в сегменте дошкольного образования за 2014 год.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Содержание Отчета по I этапу работ Введение раскрывает цели и задачи проекта Раздел 1 Три комплекта актуализированного инструментария (программы и анкеты) для проведения в 2014 году социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования: родителей воспитанников, воспитателей, заведующих. В программах каждого из трех обследований конкретизировано и обосновано не менее пяти тематических направлений, которые получили свое отражение в анкетах. Инструментарий согласован с Заказчиком. Раздел 2 Методические отчеты о проведении трех социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования: родителей воспитанников, воспитателей, заведующих. Объемы реализованных выборок составили: родителей воспитанников - более 1700 респондентов (в 25 субъектах РФ), воспитателей – более 1100 респондентов ( 25 субъектов РФ); заведующих более 850 респондентов (45 субъектов РФ). Указанные работы выполнены с привлечением суп исполнителя АНО «Аналитический Центр Юрия Левады».Базы первичных данных и аналитические таблицы представлены в составе Приложения. Раздел 3 Три информационно-аналитических отчета, представляющих анализ мотиваций, поведения и стратегий участников рынка образовательных услуг дошкольного образования, подготовленных на основании результатов проведенных в 2014 году 3-х социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования (родителей воспитанников, воспитателей, заведующих) с учетом потребностей разработки образовательной политики и анализа ее результатов. Раздел 4 Проекты двух информационных бюллетеней серии «Мониторинг экономики образования» и аннотации к ним: Мотивации, поведение и стратегии на рынке дошкольного образования родителей воспитанников и воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования; Экономические аспекты деятельности образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, на основе результатов обследований их руководителей. Раздел 5 Перечень материалов, подготовленных по результатам проведенных социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования: родителей воспитанников, воспитателей, заведующих, и размещенных в информационном хранилище Раздел 6 Перечень материалов, подготовленных по результатам социологических обследований в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования: родителей воспитанников, воспитателей, заведующих, и размещенных на сайте memo.hse.ru В Заключении конкретизированы работы по проекту на 2015 год (II этап).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Презентация результатов проекта Сайт На сайте размещаются инструментарий, результаты обследований, индикаторы экономики образования, аналитические материалы, публикации Тематические информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования»

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Результаты социологических обследований родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций анализ мотиваций, поведения и стратегий родителей воспитанников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, на основании результатов социологического обследования, проведенного в 2014 году

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Причины выбора конкретного детского сада родителями ( гг.) Вопрос: Скажите, пожалуйста, по каким причинам Вы выбрали именно этот детский сад? (% ответивших, наиболее популярные ответы) Набор основных причин выбора детского сада родителями дошкольников не изменился за шесть лет. Наиболее важными факторами являются расположение, квалификация воспитателей и хороший уход за детьми. Только 10% родителей отметили, что выбрали детский сад так как он единственный в населенном пункте. Менее 10% родителей указали такие причины выбора как «хороший контингент детей», «не удалось поступить в другой детский сад», «Работает кто-то из знакомых, родственников».

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Причины выбора конкретного детского сада родителями Вопрос: Скажите, пожалуйста, по каким причинам Вы выбрали именно этот детский сад? (% ответивших, наиболее популярные ответы) Причины выбора государственного и частного детского сада различны. Родители отдавшие детей в частные детские сады отметили важность квалифицированных воспитателей (40%), хорошие условия содержания детей (34%), хороший уход за детьми (35%). Только 4% родителей отдавших детей в государственные детские сады указали «хорошие условия содержания детей» в качестве причины выбора. 50% родителей, отдавших детей в государственные детские сады указала на важность близости расположения детского сада к дому.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Интенсивность общения ребенка с родителями и сверстниками ( гг.) Вопрос: Как часто ваш ребенок общается со сверстниками вне детского сада, но не по телефону или компьютеру? В какой степени детский сад является для родителей единственным местом для общения детей? По сравнению с 2011 годом ответы респондентов не изменились. 19% родителей указывают, что их дети практически не общаются со своими сверстниками или общаются 1-3 раза в месяц. Более половины родителей (61%) указывают, что дети общаются со сверстниками вне детского сада раз в неделю и чаще

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Альтернативные варианты выбора детского сада Вопрос: Рассматривали ли Вы при поступлении в данный детский сад наряду с ним другие возможные варианты, или нет? Наблюдаются значимые различия между частными и государственными детскими садами в доле родителей рассматривавших альтернативные варианты выбора. 60% родителей, отдавших детей в частные детские сады рассматривали от 1 до 3 альтернативных вариантов. 40% московских родителей выбрали детский сад заранее.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Выбор дополнительных занятий родителями дошкольников Вопрос: Скажите, пожалуйста, какие дополнительные (необязательные) занятия в детском саду Ваш ребенок посещает в этом году? (%, 2014 г.) Более половины родителей дошкольников отметили, что их дети не посещали дополнительных занятий в 2014 году. Среди родителей, чьи дети посещали дополнительные занятия, наибольшая доля в частных детских садах. Четверть родителей в частных детских садах отдали ребенка изучать иностранного языка (25%) и 16% на подготовку к школе. Соответственно в государственных детских садах 5% и 7% родителей.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Динамика среднего объема расходов семей за содержание детей в детском саду (руб., в месяц, , %) Вопрос: Сколько денег Ваша семья реально платит за содержание ребенка в данном детском саду за один месяц (не считая оплаты дополнительные занятий, спонсорских взносов, подарков воспитателям и т.д.)? За последние годы объем средств, которые родители платят за содержание детей в детском саду в среднем увеличился, но чуть более чем на 1000 рублей. Максимальное значение объема средства увеличилось почти в 2,5 раза.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Динамика среднего объема расходов семей за содержание детей в детском саду (руб., в месяц, , %) Вопрос: Сколько денег Ваша семья реально платит за содержание ребенка в данном детском саду за один месяц (не считая оплаты дополнительные занятий, спонсорских взносов, подарков воспитателям и т.д.)? Среднее значение объема средств потраченных родителями на содержание детей в детском саду довольно сильно различается в зависимости от типа организации. Различие между государственными и частными детскими садами достигает 10 раз. Значительной разницы не наблюдается между московскими и российскими дошкольными организациями.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Распределение средних затрат на содержание ребенка в зависимости от типа детского сада Вопрос: Сколько денег ваша семья реально платит за содержание ребенка в данном детском саду за один месяц (не считая оплаты дополнительных занятий, спонсорских взносов, подарков воспитателям и т.д.,)? Существуют серьезные различия между затратами при содержании ребенка в детском для детей раннего возраста, детском саде - центре развития и детских садах общеразвивающего вида, детских садах комбинированного вида и обычном детском саде

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Выбор школы родителями воспитанников детских садов Вопрос: Задумываетесь ли Вы сейчас о том, в какую школу отдадите своего ребенка? В целом можно говорить о равной доле родителей определившихся и неопределившихся с будущей школой. При сравнении ответов родителей из разных населенных пунктов и типов детских садов картина выглядит по-другому. 46% московских родителей еще не задумывалась по разным причинам о выборе школы. Всего 10% родителей точно определились со школой и еще 10% почти решили. Наиболее определившимися являются родители детей в государственных и немосковских детских садов (22%)

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Результаты социологических обследований воспитателей дошкольных образовательных организаций анализ мотиваций, поведения и стратегий родителей воспитанников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, на основании результатов социологического обследования, проведенного в 2014 году

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Оценка воспитателями работы в детском саду Вопрос: «Что Вам не нравится в работе в данном детском саду?» Воспитатели государственных и частных детских садов по- разному оценивают работу в детском саду. Более половины воспитателей частных и почти половина воспитателей государственных детских садов удовлетворены всем в работе. Более трети воспитателей детских садов г. Москвы указывают на низкий уровень заработной платы и около трети говорят о плохом социальном обеспечении. Всего 5% воспитателей указывают на плохой контингент детей и плохую атмосферу в коллективе в качестве негативных факторов работы.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Дополнительная занятость воспитателей, сравнение с учителями Вопрос: «Что Вам не нравится в работе в данном детском саду?» За последние пять лет сократилась доля воспитателей, имеющих дополнительную занятость. О наличии дополнительной занятости в большей степени заявляют учителя и воспитатели частных детских садов и школ. в 2014 г. 42% учителей и 37% воспитателей отметили в качестве причины вторичной занятости низкие доходы на основном месте работы. Только пятая часть воспитателей считают, что дополнительная занятость позволяет накапливать знания и опыт, и тем самым повышать уровень квалификации на основном месте работы. Доля воспитателей, имевших дополнительную оплачиваемую работу в течение последних 12 месяцев (2007, 2014, % частные и государственные)

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Оценка воспитателями конкурентоспособности заработной платы Вопрос: Как Вы считаете, конкурентоспособен ли в настоящее время данный детский сад по уровню заработной платы воспитателей на рынке труда Вашего региона? Две трети воспитателей оценивают уровень заработной платы в их детском саду как конкурентоспособный по сравнению с другими садами региона. В частных детских садах по сравнению с государственными вдвое больше воспитателей оценивают уровень заработной платы как безусловно конкурентоспособный. Нельзя сказать, что воспитатели детских садов г. Москвы сильно выделяются на фоне остальных в оценке конкурентоспособности заработной платы.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Средние размеры заработной платы воспитателя и помощника воспитателя (руб.) Средний размер заработной платы воспитателя детского сада в регионах в три раза меньше, чем в Москве. Средний размер помощника воспитателя в регионах также в три раза меньше, чем в Москве.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Ожидаемый уровень заработной платы воспитателя при отказе от дополнительной занятости Вопрос: Если Вы являетесь штатным сотрудником данного детского сада, согласились бы Вы сосредоточиться на Вашей основной деятельности, т.е. отказаться от тех видов дополнительной работы, которыми Вы занимаетесь в основном в целях заработка? Если да, - то при каком уровне оплаты труда? Ожидаемый уровень оплаты труда позволяющий воспитателю сосредоточится на своей основной деятельности примерно в 1, 5 раза ниже в частных детских садах по сравнению с государственными. В Москве ожидаемый уровень оплаты для отказа от дополнительной занятости составляет в среднем 56 тыс. рублей, что выше чем в среднем по стране на 18 тыс. рублей. Соотношение среднего ожидаемого и фактического уровня оплаты труда воспитателей в среднем по стране и в Москве примерно 2 к 1.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Повышение квалификации воспитателями дошкольных образовательных организаций за последние три года Вопрос: Приходилось ли Вам за последние три года участвовать в следующих мероприятиях по повышению квалификации? Подавляющее большинство воспитателей отметили, что так или иначе повышали квалификацию. Менее 15% воспитателей повышали квалификацию на базе высшего учебного заведения. Воспитатели государственных и негосударственных детских садов проходили повышение квалификации в разных организациях. Всего 5% воспитателей проходили повышение квалификации в негосударственных образовательных организациях, имеющих соответствующую лицензию.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Ценности работы (труда) воспитателей Вопрос: Что из приведённого лично для Вас важно в Вашей работе? Ценности работы воспитателей различаются в зависимости от типа населенного пункта и типа детского сада. Для воспитателей детских садов Москвы характерен наиболее специфический набор ценностей. Важными являются: ценности гарантированной работы, приятные люди в коллективе, продолжительный отпуск, интересная работа, приобретение новых профессиональных навыков. Напротив, для воспитателей не из Москвы данные ценности являются менее важными.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Уровень программ обучения и воспитания детей Большинство воспитателей оценивают уровень программ обучения и воспитания детей как высокий и только 3% оценивают его как достаточно низкий. В целом больших различий в оценке уровня программ не наблюдается между воспитателями разных населенных пунктов и типов детских садов. Наибольшая доля высоких оценок наблюдается у воспитателей детского сада г. Москвы (две трети опрошенных) и в негосударственных садах (чуть больше половины)

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Престиж, репутация детского сада Важной характеристикой оценки детского сада является восприятие его репутации. Более трети воспитателей оценивают престиж и репутацию данного детского сада как очень высокую и в целом по выборке воспитатели дают довольно высокие оценки по данному показателю. Подавляющее большинство воспитателей оценивают репутацию и престиж детского сада как высокий. Всего 2% воспитателей говорят о низкой репутации учреждения. Наибольшая доля воспитателей указывающих на высокий престиж учреждения работает в детских садах Москвы и в частных детских садах. В государственных детских садах доля воспитателей указывающих на высокую оценку меньше чем в частных на 20%

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Результаты опроса руководителей дошкольных образовательных организаций анализ мотиваций, поведения и стратегий родителей воспитанников в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, на основании результатов социологического обследования, проведенного в 2014 году

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Отношение руководителей дошкольных образовательных организаций к укрупнению дошкольных образовательных организаций фото Руководители дошкольных образовательных учреждений по всей нашей стране не хотят укрупнения организаций, которыми они руководят. Во всех населенных пунктах это значение приблизительно одинаково, кроме Москвы. В Москве около 60% руководителей, наоборот, хотят перехода организаций, которыми они руководят, в состав образовательного комплекса. удельный вес численности руководителей дошкольных образовательных организаций, поддерживающих переход их учреждения в состав образовательного комплекса, в общей их численности

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Отношение уровня заработной платы, достаточного, по мнению заведующих дошкольными образовательными организациями, для привлечения на полную ставку молодых педагогов, к их фактической заработной плате фото Отмечается стабильный рост заработной платы в дошкольных образовательных организациях. Среднее значение заработной платы, привлекательной для молодых педагогов, по мнению заведующих детскими садами, всегда выше среднего размера реальной заработной платы воспитателя. Однако различие между этими величинами сокращается.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Отношение уровня заработной платы, при котором воспитатели дошкольных образовательных организаций согласились бы сосредоточиться на основной деятельности, к фактической их заработной плате фото По оценкам заведующих средний размер заработной платы воспитателя превысил 20 тыс. рублей. Однако он вдвое ниже уровня зарплаты, позволяющего педагогу сосредоточиться на своей основной деятельности.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Средний размер заработной платы работников дошкольного образовательного учреждения в зависимости от типа населенного пункта фото Средний размер заработной платы воспитателя превысил 20 тыс. рублей. Выше всего заработная плата у воспитателей (в среднем до 40 тыс. руб.) и у помощников воспитателей (в среднем 20 тыс. руб.) в Москве. Однако в регионах эти значения ниже практически вдвое. В крупных городах у воспитателей средняя зарплата равна средней зарплате помощников воспитателей в Москве, а у помощников воспитателей она составляет только 10 тысяч рублей. На селе эти значения еще ниже.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Удельный вес бюджетных учреждений в их общей численности фото По всем населенным пунктам 80% дошкольных образовательных организаций являются бюджетными. Казенных и автономных организаций в среднем по всем населенным пунктам по 10%. При выборе учредителем типа образовательного учреждения предпочтение отдаётся наиболее жёстко регулируемым типам – бюджетное или казённое учреждение. Доля казённых учреждений наиболее высока в сельских населённых пунктах по сравнению с другими населенными пунктами.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Инициатива перехода дошкольных образовательных учреждений в один из новых типов учреждений фото Большинство руководителей детских садов отмечают, что инициатива такого перехода, предусмотренного 83-ФЗ, принадлежит Учредителю, т.е. муниципальным органам управления образованием. Руководители детских садов крайне редко самостоятельно принимают подобные решения.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Динамика приёма детей в дошкольные образовательные учреждения фото В этом году рост приёма детей в детские сады руководители дошкольных учреждений отмечают приблизительно такой же, что и раньше, и почти равный во всех населенных пунктах

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Динамика изменения объёма фонда оплаты труда организации дошкольного образования фото В последнее время более половины руководителей дошкольных образовательных организаций отметили весомый рост объёма ФОТ учреждения, более трети руководителей, указали на то, что имел место небольшой рост ФОТ в пределах инфляции.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Возрастная структура педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения фото Возраст педагогического состава детских садов практически не имеет изменений от года к году, а также не зависит от типа населенного пункта.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Структура расходов на оплату труда по категориям работников дошкольной образовательной организации фото Больше всего расходов на оплату труда приходилось на педагогический персонал – почти 60%. На административно-управленческий персонал приходилось 15% расходов на оплату труда. На другие категории персонала было выделено около 30% средств на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Целесообразность иметь в структуре управления образовательной организации управляющего совета фото Почти половина руководителей считают целесообразным иметь в структуре управления автономным образовательным учреждением управляющий совет. В Москве доля заведующих, придерживающихся такого мнения, достигает четыре пятых. В других населенных пунктах считают целесообразным иметь управляющий совет в автономном учреждении чуть меньше половины опрошенных

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)