Методологические основы обучения Рулиене Любовь Нимажаповна, к.п.н., доцент, директор ЦИТ
Современная концепция обучения основывается на системном подходе. Познавательный процесс включает: чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая проверка приобретенных знаний и умений.
Необходимо одновременно развивать когнитивную, аффективную и действенно- практическую сферы сознания. Задача - преодолеть противоречия между - знаниями и умениями, - теорией и практикой, - способностями к описанию и изменению действительности, - между знаниями, воспринятыми от учителя и самостоятельно приобретенными.
Обучение не сводится - к передаче готовых знаний, - к самостоятельному преодолению противоречий, - к собственным открытиям обучающихся.
Что же такое обучение? Обучение – это разумное сочетание педагогического управления с собственной активностью учащихся. Главная цель при этом - выведение обучающихся на заданный уровень обученности с минимальными затратами времени, сил и средств.
Современный процесс обучения основывается на принципах: - личностной ориентации, - индивидуализации (персонализации) обучения, - интеграции и дифференциации, - субъектности отношений - адаптации к потребностям, возможностям и интересам обучающихся.
Обучение становится все более технологичным: - информационные и мультимедийные технологии, - инфокомуникационные средства обучения, - сочетание педагогической диагностики и педагогической прогностики.
Конструктивно-деятельностный подход: цель - гармоничное развитие всех сфер личности учащихся, их способностей, интересов, потребностей и мотивов, содержание обучения строится как освоение способов познания, общественно и личностно значимых преобразований действительности и самого себя
Движущие силы учения - преодоление противоречия между уровнем сложности учебной задачи и имеющимися интеллектуальными ресурсами для ее решения через радость творчества, ощущение личностного роста, уверенности в себе.
Способы работы - совместная деятельность, поиск, эвристическая беседа, диспут, формирование гуманистических отношений. Организация современного занятия: поиск ответов на вопросы, решение нетиповых жизненных (практических и теоретических) задач, преобладание групповой и индивидуальной работы.
Преподаватель - помощник, старший друг, советчик, консультант. Первая обязанность преподавателя - организовать и увлечь студентов в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач.
Главный результат обучения - способность студента переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, нести персональную ответственность за результаты своего учения.
Продуктами процесса обучения являются: - компетенция; - мировоззрение личности; - кругозор и эрудиция; - качества ума (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); - умение учиться, развитая познавательная потребность; - навыки самообразования; - активность; - умственная и физическая работоспособность личности; - воспитанность; - профессиональная ориентация и др.
Нарисуйте структурно-логическую схему содержания лекции «Методологические основы обучения»