УЧИМСЯ ПО-НОВОМУ Докладчик: Е.В. Ивашева, зам.директора по учебно-воспитательной работе
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__ ОКТЯБРЯ ____2009 Г.__373__ О Б УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ П ОЛОЖЕНИЯ О М ИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ П РАВИТЕЛЬСТВА Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮНЯ 2004 Г. 280 ПУНКТОМ 7 П РАВИЛ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ П РАВИТЕЛЬСТВА Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ ОТ 24 ФЕВРАЛЯ 2009 Г. 142 (С ОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ, 2009, 9, СТ. 1110), ПРИКАЗЫВАЮ : 1. У ТВЕРДИТЬ ПРИЛАГАЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 2.В ВЕСТИ В ДЕЙСТВИЕ С 1 ЯНВАРЯ 2010 ГОДА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, УТВЕРЖДЕННЫЙ НАСТОЯЩИМ ПРИКАЗОМ. М ИНИСТР А. Ф УРСЕНКО
С ТАНДАРТЫ - СОЦИАЛЬНАЯ КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ НОРМА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ СЕМЬЕЙ, ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство развития личности. Выдвинутая на современном этапе цель образования – развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. 26
Н ОВЫЕ СМЫСЛЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельностный подход Формирование универсальных учебных действий Интеграция учебной, внеурочной, внешкольной деятельности; основного и дополнительного образования Метапредметные результаты как основа регулятивной, комммуникативной и познавательной компетентности
Н АЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ Задают основные результаты образования – общие и по ступеням Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в: учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)предметные, метапредметные, личностные программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные)
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО
Л ИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – СФОРМИРОВАВШИЕСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ – В ЧАСТНОСТИ, К СЕБЕ, ДРУГИМ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, САМОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ, ОБЪЕКТАМ ПОЗНАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т. Д. М ЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – ОСВОЕННЫЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА БАЗЕ НЕСКОЛЬКИХ ИЛИ ВСЕХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ОБОБЩЕННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНИМЫЕ КАК В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ТАК И В РЕАЛЬНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ П РЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - ВЫРАЖАЮТСЯ В УСВОЕНИИ ОБУЧАЕМЫМИ КОНКРЕТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ИЗУЧАЕМОГО В РАМКАХ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
И ТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНЯХ ОСНОВНОГО И ПОЛНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ ( ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ) Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования) Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких- либо видах социально значимой деятельности
Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информацион ных системах; умения учебно- познавательной,исследовательской,практическойдеятельностиобобщенныеспособыдеятельности коммуникативныеи информационныеумения; умениеоцениватьобъектыокружающейдействительности сопределенныхпозиций; способность к контролю исамоконтролю способность к творческомурешениюучебных ипрактическихзадач. ценностные ориентации выпускника характерис тика социальных чувств; индивидуальные психологические характеристики личности
Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные Регулятивные управление своей деятельностью управление своей деятельностью контроль и коррекция контроль и коррекция инициативность и самостоятельность инициативность и самостоятельность Познавательные Познавательные работа с информацией работа с информацией работа с учебными моделями работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций выполнение логических операций сравнения, сравнения, анализа, анализа, обобщения, обобщения, классификации, классификации, установления аналогий установления аналогий подведения под понятие подведения под понятие Коммуникативные Коммуникативные речевая деятельность речевая деятельность навыки сотрудничества навыки сотрудничества
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ любящий свой народ, свой край и свою Родину; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий любознательный, активно и заинтересованно познающиймир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет. С.Маршак.