Сухой Павел Осипович Подготовил: учащийся 3 «В» класса Борисов Григорий Сергеевич УО «Костюковичская районная государственная гимназия» Руководитель: Туркова Ольга Валерьевна г. – г.
«Я шёл с ребятами из школы, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами!» ПРОЛОГ
Выдающийся советский авиаконструктор Доктор технических наук Дважды Герой Социалистического Труда Один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Сухой Павел Осипович
Родился в семье учителя. В семье Сухих было шестеро детей пять девочек и один мальчик Павел.
В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языку и отличные оценки по остальным десяти предметам. В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем английском, французском, итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу с французского жена Софья, с английского и французского языков дочь Ирина.
В 1916 году был призван в армию. Два года служил в артиллерии, затем стал начальником пулеметной команды. Стал участником Первой Мировой войны. На фронте наблюдал за работой боевой авиации.
Первой крупносерийной машиной Сухого стал многоцелевой фронтовой самолет под кодовым названием И-14, «Иванов», совмещавший функции разведчика, штурмовика и легкого бомбардировщика. Задание дал лично Иосиф Сталин, сформулировавший его так: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров его, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов».
После этого успеха Павлу Осиповичу в январе 1940-го предоставили для работы собственное опытно-конструкторское бюро. Авиаконструктор среди коллег из конструкторского бюро
Доработанный «Иванов» под маркой Су-2 выпускался на трех серийных заводах и успешно воевал в первой половине Великой Отечественной войны. СУ -2 брал на борт от 400 до 600 кг бомб, имел от 4 до 6 пулеметов и до 10 реактивных снарядов для поражения воздушных и наземных целей.
При полетном весе 6200 кг (600 кг бомб, боекомплект к пушкам и пулеметам) скорость штурмовика у земли составила 492 км/ч, а на высоте 1860 м км/ч. Время подъема на высоту 1000 м равнялось 2 мин., на высоту 5000 м - 11 мин. Максимальная дальность полета -790 км. Сталинская премия I степени (1943 г.)
В 1947 году тяжелый истребитель Су-9 с двумя реактивными двигателями летал на больших высотах, обладал уникальной герметичной кабиной, системой катапультирования пилота, посадочным тормозным парашютом.
Су-11 фронтовой истребитель с двумя турбореактивными двигателями. Однако большую серию самолётов выпустить не удалось.
АНТ-25, он же Рекорд дальности. Уникальный длиннокрылый самолет, принесший всемирную славу Валерию Чкалову, был выпущен всего в двух экземплярах. За 56 часов без посадки он долетел из Москвы до острова в Охотском море, преодолев 9375 км. А еще через год, тот же экипаж на том же самолете отправился в свой легендарный перелет из Москвы через Северный полюс в Ванкувер. А чуть меньше, чем через месяц второй АНТ-25 с другим экипажем перелетел из Москвы через полюс в Калифорнию. Во время этого полета было установлено сразу два мировых рекорда дальности: по прямому ( км) и ломаному ( км) маршрутам. Орден «Знак Почёта» ( 1936 г.)
Пиком технического гения Сухого следовало бы, наверное, признать далеко не всем известную «сотку» Су-100. Работа над ней заняла всего шесть лет. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик мог нести ядерные ракеты, покрывать расстояние от 7000 до км со скоростью 3000 км/ч. Впервые на нем была установлена электронная система управления с джойстиком вместо штурвала. Увы, по разным причинам «сотка» так и не увидела неба.
П. О. Сухой сконструировал 50 оригинальных моделей, из которых 34 были испытаны в «металле». За 70 лет в ОКБ его имени создали около ста типов самолетов. В большинстве своем они выпускались серийно. На «сушках» установлено более полусотни мировых рекордов.
Чтобы помнили
На исторической родине в г. Глубокое увековечена память Павла Осиповича Сухого
А на окраине города Глубокое стоит самолет – памятник замечательному земляку.
В 20-ю годовщину со дня смерти П. В. Сухого была выпущена памятная почтовая марка Также выпущена серия почтовых марок с изображением самолетов, созданных в Конструкторском бюро, которым руководил П. О. Сухой
В школе 1 города Глубокое, в 1985 году создан музей П.О. Сухого. В 1987 году именем П.О. Сухого названа одна из улиц Витебска. В 1995 году его имя присвоено Гомельскому государственному техническому университету, который занимает здание бывшей гимназии, которую окончил П.О. Сухой. В 2004 году именем Павла Осиповича названа улица в Москве.
Установлена мемориальная доска в Москве по Ленинскому проспекту, д. 7
Книга Л. Кузьминой – первая об этом чрезвычайно талантливом, интересном и очень скромном человеке.
Эта книга воспоминаний авиаконструктора и профессора МАИ об условиях работы молодого инженера в одном из самых засекреченных ОКБ Сухого в период разработки первых советских сверхзвуковых истребителей, о его коллегах и наиболее ярких исторических событиях.
Награды: орден Красной Звезды (1933 г.) - за исключительные заслуги в области создания легких металлических самолетов; орден "Знак Почета" (1936 г.) - за создание самолёта РД - "Рекорд дальности"; орден Трудового Красного Знамени (1938 г.) - за создание самолёта "Родина"; Сталинская премия I степени (1943 г.) - за создание штурмовика Су-6; Герой Социалистического Труда (12 июня 1957 г.).
Наследники Сухого не только с честью продолжили его дело, но и в чем-то превзошли отца-основателя. Закрепили за маркой репутацию абсолютного лидера в строительстве ударных и штурмовых самолетов. Все они «сушки». Всего же машины ОКБ «Сухой» составляют около 65 процентов парка боевой тактической авиации России.
Такие боевые птицы, как Су-27, Су-30, Су-33, Су-47 («Беркут») и их модификации, построенные уже при генеральном конструкторе Михаиле Симонове, стали элитой мировой авиации.
Наконец, создан истребитель пятого поколения «Сухой ПАК ФА». Серийные поставки самолёта в войска запланированы на 2016 год.
Мы гордимся своим земляком !