Для преобразования переменного тока в постоянный ток, используют электронные схемы, которые в свою очередь называются - выпрямителями. Большинство выпрямителей создают непостоянный, а пульсирующий ток для сглаживания пульсации применяют фильтры. Устройство, выполняющее обратную функцию – преобразование постоянного тока в переменный – инвертор. Из - за принципа обратимости электрических машин выпрямитель и инвертор являются двумя разновидностями одной и той же электрической машины. Выпрямители классифицируют : по виду переключателя выпрямляемого тока. Механические, синхронные, контакты с контактным переключателем ( с выпрямителем ) тока. Механические синхронные с щёточно - комплектарным коммуникатором тока. С электронной управляемой коммутацией тока ( например, тиристорные.)
Электронные и синхронные ( например, транзисторные ) – как разновидность выпрямителей с управляемой коммутацией ; С электронной пассивной коммутацией тока ( например, диодные ); По мощности бывают : 1) силовые выпрямители. 2) Выпрямители сигнала По степени использования полупериодов переменного напряжения. 1) Однополупериодные – пропускают в нагрузку только одну полуволну. 2) Двухполупериодные – пропускают в нагрузку обе полуволны. 3) Неполноволновые - неполностью используют синусоидальные полуволны. 4) Полуволновые – полностью используют синусоидальные полуволны.
По схеме выпрямления : мостовые с умножением напряжения трансформаторы с гальванической развязкой и бестрансформаторные. По количеству используемых фаз – однофазную, двухфазную, трёхфазные и др. По типу электрического вентиля : полупроводниковые, диодные, полупроводниковые тиристорные, ламповые диодные ( кенотронные ) газотронные, электрохимические. По управляемости – неуправляемые ( диодные ) управляемые ( тиристорные ). По количеству каналов – одноканальные, многоканальные. По величине выпрямляемого напряжения – низковольтные ( до 100 В ), средневольтные ( от 100 до 1000 В ), высоковольтные ( свыше 1000 В ). По значению – сварочные, для питания микроэлектронной схемы, для питания ламповых анодных цепей, для гальваники. По степени полноты мостов – полно мостовые, полумостовые и четверть мостовые. По наличию устройств стабилизации – стабилизированные, нестабилизированные.
По управлению выходными параметрами – регулированные и неурегулированные. По индикации выходных параметров – без индикации, с индикацией ( аналоговый, цифровой ). По способу соединения – параллельные последовательные, параллельно – последовательные. По способу объединения – раздельные, объединенные звёздами, объединенные кольцами. По частоте выпрямляемого тока – низкочастотные, среднечастотные, высокочастотные. Приемником электроэнергии с не линейными характеристиками является всевозможные преобразовательные установки, использующая различные вентили. Сюда относятся выпрямительные установки для : железнодорожной тяги, городского электротранспорта, электролиза ( производство алюминия, хлора ). Питание привода прокатных станков. Возбуждение генераторов электростанции.
В качестве вентилей до последнего времени использовались ртутные выпрямители ( управляемые, неуправляемые ). Настоящее время преимущественно кремневые и полупроводниковые выпрямители. Внедряются тиристорные выпрямители. Блоки питания аппаратуры. Применение выпрямителей в блоках питания радио и электроаппаратуры обусловлено тем, что в системах электроснабжения в поездах или транспортных средств применяется переменный ток и выходной ток любого электромагнитного трансформатора, для гальванической развязки цепей или для понижения напряжения, всегда переменный, тогда как в большинстве случаев электронные схемы и электродвигатели целевой аппаратуры рассчитаны на питание постоянным током. Также в блоках питания промышленной и бытовой радио и электроаппаратуры ( адаптеры ). Блоки питания в бортовой аппаратуры транспортных средств. Выпрямители питания главных двигателей постоянного тока автономных транспортных средств : автотракторной, железнодорожной, водной, авиационной и другой техникой. Генерация электроэнергии производятся генераторы переменного тока, но для питания бортовой аппаратуры необходим постоянный ток. Например, в легковых автомобилях применяются электромеханические и полупроводниковые выпрямители. Устройство игнитрона : (1) Анод, (2) Катод, (3) Поджигающий электрод, (4) Ртуть, (5) Изоляторы, (6) Охлаждающая жидкость
Баллистический выпрямитель Характеристики Номинальное выходное напряжение постоянного тока и допустимый диапазон его изменения ; Номинальный ток нагрузки ; Диапазон эффективного входного напряжения переменного тока ( например 220 В ± 10 %); Допустимая выходная пульсация, её амплитудно - частотные характеристики ; Нагрузочная характеристика. Эквивалентное внутреннее комплексное ( в первом приближении активное ) сопротивление.