«Русские народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»
"Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» К.Д.Ушинский
Неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников, приобретения ими определенных навыков являются народные игры. В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Характерная особенность подвижных игр – движение в содержание игры: ходьба, бег, прыжки, метания, равновесие, ползание.
Игры, отражающие связь человека с природой: «Коршун», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Заяц в огороде» и другие
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков: «Лапти», «Удочка»
Игры на находчивость, быстроту и ловкость с элементами соперничества и соревнования: «Горелки», «Бабка Ежка», «Платочек», «Жмурки»
Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью, побуждающие стремление детей стать сильнее: «Цепи кованые», «Бой на бревне», «Перетяни канат»
Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми Утро Прогулка 2 пол. дня Понедельник 1 Наблюдение в уголке природы за комнатными растениями. Зарисовки к календарю природы) 2..Разучивание зазывалок, считалок, р.н.пословиц, поговорок 3. Настольно-печатные игры 4. Р.н.хороводная игра 1. Наблюдение за трудом взрослых 2 П/и с бегом, прыжками. 3. Физкультурные упражнения на равновесие 4. Творческая игра 5.Д/игра 6.Сюжетно-ролевая игра 7. Индивидуальная работа (муз. воспитание) 1. Подвижная игра ( в том числе р.н.) с лазаньем 2.Д/игра (экология) 3.Беседы, чтения 4. Самостоятельная театрализованная деятельность 5. Строительные игры (по иллюстрации, схеме, по условиям, по теме) 6.Х\б труд Вторник.1. Индивидуальная работа по развитию речи (связная речь - беседы, творческое рассказывание) 2 Игры на ориентировку в пространстве ( в том числе – р.н.) 3.Сюжетно-ролевая игра 4. Развивающие игры 5. Рассматривание журналов, альбомов. 1. Ручной труд – индивидуальная работа 2.П. и (в том числе р.н.) с лазаньем. 3 Наблюдение и экспериментирование в неживой пприроде 4Подвижная игра с прыжками (в том числе р.н.и.) 5 Индивидуальная работа по ОБЖ 6Сюжетно-ролевая игра 1 Подвижные игры на ориентировку в пространстве 2. Индивидуальная работа по ИЗО (лепка) 3. Заучивание наизусть стихов, считалок. 4. Мастерская добрых дел (ремонт книг, игрушек) 5. Работа по музыкальному воспитанию 6. Физкультурные упражнения с мячами. Среда 1. Рассматривание альбомов о пприроде (животный мир) 2. Труд в пприроде 3. Конструктивная деятельность 4.Настольно-печатные игры 5.Сюжетно-ролевая игра 1. Целевая прогулка (1-3-я неделя ознакомление с окруж.,2-4-я неделя наблюдение за пределами участка) 2. Индивидуальная работа (аппликация) 3.Д/игра (ОБЖ) 4. Творческие игры 5. Элементы спортивных игр 6.Сюжетно-ролевая игра 1. Развлечения (музыкальное, по плану воспитателей – 3 раза в месяц) 2. Коллективный труд (пословицы, поговорки) 3. Чтение худ. произведений о труде 4. Уроки вежливости, этикета 5. Подвижная игра (бег) 6.Д/игра Четверг 1. Хороводная игра 2.Хозяйственно-бытовой труд 3. Уроки вежливости (приветствие) 4. Развивающие игры 5Индивидуальная работа по звуковой культуре речи 6. Подвижная игра с мячом 1.Д/игра (экология) 2. Подвижная игра( в том числе р.н.)на развитие ловкости. 3Сюжетно-ролевая игра 4. Индивидуальная работа (математика) 5. Строительные игры 6. Творческие игры (работа с пассивными детьми) 7. Х\б труд 1. Театрализованная деятельность 2. Индивидуальная работа по ИЗО (рисование) 3. Командные подвижные игры (если нет развлечения) 4. Строительные игры 5 Спортивное развлечение один раз в месяц. Пятница 1. Спортивные игры, упражнения 2. Беседа о природе - комнатные растения 3.Д/игра по ФЭМП 4. Уроки этикета 5. Творческие игры 1. Опытническая работа 2. Индивидуальная работа (Ознакомление с окружающим) 3. Труд в пприроде 4. Придумывание загадок об окружающих предметах 5. Подвижная игра (бросание, ловля) 6.Сюжетно-ролевая игра 1. Хороводная игра 2.Д/игра (ОБЖ) 3.Нравственно-патриотическая беседа 4.Игра- драматизация сказок 5. Коллективный труд 6. Подвижная игра по желанию детей 7. Индивидуальная работа по муз. воспитанию
Взаимодействие с родителями: - проведение консультаций, мастер-класса, заседаний круглого стола; - выпуск информационных листов, буклетов, газет; - привлечение к участию в творческих проектах, праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях.
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.