Педагогически запущенный ребёнок – это устойчивое отклонение от нормы в поведении ребёнка, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и воспитанности ребёнка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
Психологической и нравственной неподготовленностью ребенка к обучению, в основе которого лежит несбалансированность развития индивидуально-психологических качеств личности, вызванная дефектами воспитания в семье, недостатками обучения в детском саду или школе. Неуспешностью, затрудненностью в учебе, а также других видах деятельности, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных процессов, несформированностью общественно значимых мотивов учения, предпочтение ребенком-школьником игры, или других видов деятельности, в которых ему сопутствует успех. Нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами ребенка в учении, со слабостью его представлений об окружающем мире, нравственных правилах коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, оценкой своего положения в группе сверстников.
Изучение условий социального развития ребёнка Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе адаптации Включение учащегося в активное взаимодействие с социальной средой Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении учащегося
выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе, привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей, постепенное усложнение учебных и общественных заданий, систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике, медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом, формирование правильной самооценки, осуществление мер нравственно-полового воспитания, оказание необходимой помощи в учебной деятельности, физическое воспитание, привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.
- разработка схем организации контактов - консультирование - работа с психологом
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности ребёнка, а так же его адаптации и комфортности.
Формы работы: Общие и групповые собрания родителей Коллективные и индивидуальные консультации Беседы Лекции Конференции Посещение семей воспитанников Оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ воспитанников.
Задача социального педагога в работе с семьёй – это разрешение кризисных ситуаций. Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого: Во первых необходимо проанализировать проблемы. Во вторых следует проконсультироваться со специалистами. В третьих определить пути выхода из кризиса. Социально-педагогическая деятельность в семье осуществляется на трёх уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном. Любую работу с семьёй социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Здесь возможны два варианта деятельности: при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога. При недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор и анализ информации, постановка социального диагноза.
Беседа Включенное наблюдение Убеждение Одобрение или осуждение Приём активного слушания Приём конфронтации Приём – Я-послания Метод легенд Телефонное консультирование Метод «письмо-обращение»
повышение психолого-педагогической грамотности родителей культуры взаимоотношений создание воспитывающих ситуаций в семье активное включение родителей в воспитательный процесс индивидуальные консультации помощь родителям в воспитании положительных и преодолению отрицательных качеств ребенка контроль за организацией нормального режима для ребенка устранение его безнадзорности помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира) его общения в семье меры по устранению нарушений семейного воспитания восстановление воспитательного потенциала семьи
организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей преодоление де мотивированности, негативной мотивации учения; организация успеха ребенка в усвоении школьной программы руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности работа по формированию мотивации достижений