Аудит расчетов по оплате труда, соблюдение трудового законодательства
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда является одним из наиболее трудоемких объектов при проверке организаций. Операции по учету труда и заработной плате, как правило, многочисленны, осуществляются систематически, отличаются разнообразием и спецификой.
Цель аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с персоналом для формирования мнения о достоверности и полноте информации о соответствующих показателях, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.
соблюдение норм действующего законодательства в части начислений и удержаний из заработной платы работников по всем основаниям и отражение в бухгалтерском учете данных хозяйственных операций; подтверждение достоверности расчетов начислений и удержаний из заработной платы работников по всем основаниям и их отражение в учете; сверка данных аналитического и синтетического учета;
проверка правильности оформления трудовых отношений с работниками организации; отражение данных бухгалтерского учета по расчетам с персоналом в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
штатное расписание, положения о премировании, приказы, трудовые договоры и договоры гражданско- правового характера, личные карточки работников, табели учета рабочего времени, наряды, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки, бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу.
Оценку эффективности системы внутреннего контроля по операциям, связанным с оплатой труда, аудиторы начинают с наличия локальных нормативных актов организации. Это объясняется тем, что сначала необходимо выяснить, имеются ли в организации внутренние системные документы, прямо или косвенно регулирующие вопросы оплаты труда.
1. Инспектирование первичных документов: проверка правильности учета рабочего времени; проверка правильности оформления расчетно-платежных документов; проверка правильности учета депонированной заработной платы.
2. Арифметическая проверка сумм начисленной заработной платы: проверка обоснованности начислений работникам за особые условия труда (сверхурочная работа, ночные часы работы, работа в выходные и праздничные дни); проверка правильности расчета среднего заработка для исчисления дополнительной заработной платы (пособий по временной нетрудоспособности, отпускных и др.); проверка правильности расчета совокупного дохода работников.