Методология педагогики и ее уровни.
Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах: 1) методология - это учение о научном методе познания; 2) методология - это совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке; 3) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является следующее определение методологии: Методология - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.
Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности. Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, теория познания, логика).
Конкретно-научная методология – совокупность принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной научной дисциплине. Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, то есть набором процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Общенаучным методологическим подходом в педагогике выступает системный подход. Он ориентирует исследователя и практика рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенное строение и законы функционирования. Конкретно-научная методология педагогики представлена следующими основными подходами.
Целостный подход в педагогике рассматривается как развитие системного подхода. Он требует при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого. Целостный подход призывает помнить, что обучение и воспитание – единый процесс (педагогический, образовательный), что личность не воспитывается и не развивается по частям.
Личностный подход в педагогике означает признание социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личность рассматривается как продукт общественно- исторического развития и носитель культуры. Придерживаясь личностного подхода при конструировании и осуществлении педагогического процесса, педагог- исследователь и педагог-практик ориентируется на личность как на субъект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса.
Деятельностный подход в педагогике вслед за философией и психологией утверждает, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Деятельность есть форма активности человека, выражающаяся в его практическом, преобразующем и исследовательском отношении к миру и самому себе. Исходя из деятельностного подхода, педагог учитывает, что игра, учение, труд, общение как виды деятельности являются важнейшими факторами и средствами воспитания растущей личности. Задача педагога организовать эти виды деятельности, поставив ребенка в позицию субъекта.
Полисубъектный (диалогический) подход в педагогике следует из того, что личность, как установлено психологами, есть продукт и результат общения с окружающими людьми.
Культурологический подход в педагогике утверждает, что педагогический процесс должен быть организован как освоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражено, в частности, целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, культура труда, культура здорового образа жизни и т.п.).
Этнопедагогический подход в педагогике призывает учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу.
Аксиологический подход в педагогике тесно связан с предыдущим. (Аксиология – учение о ценностях, ценностной структуре мира). Этот подход означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности. Предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы освоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентаций.
Литература 1. Философия науки и техники: тематический словарь. Орёл: ОГУ. С. И.Некрасов, Н. А. Некрасова Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г. 3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, Педагогика. под ред. Л.П. Крившенко. - М., С Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России, 9, с Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.