Немецкая католическая Пасха – это красивый, семейный и добрый праздник. Первоначально древние немцы отмечали в день Пасхи весеннее равноденствие, восхваляя богиню весны и плодородия Остару. Именно от ее имени и пошло название праздника (Easter). Христианская церковь отнеслась к языческому обычаю терпимо и объединила празднество с Воскресением Христовым. А яйцо, ранее имевшее значение жизни и плодородия, стало в христианстве символом новой жизни и Нового Завета. В Германии освящать яйца начали примерно с 4 столетия, но уже тогда их окрашивали в разнообразные цвета.
Во всех христианских странах, в том числе и в Германии, Пасха – один из важнейших церковных праздников Взрослые и дети ждут Пасху с одинаковым нетерпением, ведь это означает четыре выходных дня подряд – начиная со Страстной пятницы и вплоть до пасхального понедельника (Дня Святого Духа). Многие используют эти дни для семейных прогулок или поездок, тем более, что у школьников в это время каникулы.
Неотъемлемый элемент пасхальных обычаев – пестрые, расписанные яйца, символ весеннего возрождения. Крашеные или шоколадные, они должны быть на каждом пасхальном столе.
К завтраку в пасхальное воскресение во многих семьях стол украшают фигурками зайцев, цыплят, барашков и т.д., а также яйцами из дерева или другого материала. Часто на столе стоит и букет нарциссов, ведь по-немецки эти цветы называются еще и "пасхальными колокольчиками.
Утром пасхального воскресенья в Германии дети и взрослые ищут пестро раскрашенные пасхальные яйца, которые накануне ночью принес и спрятал пасхальный заяц
Но почему же яйца на христианский праздник Пасхи приносит именно заяц? Заяц, как и яйцо, издревле считался символом жизни и плодородия. Кроме того в средневековье крестьяне должны были в чистый четверг платить помещикам арендную плату, которую они обычно отдавали продуктами. Поскольку у крестьян из-за предшествующего поста накапливалось особенно много яиц, они варили их и отдавали на оброк. С яйцами крестьяне часто приносили хозяевам и множество убитых зайцев, подстреленных ими на своих полях. Так сложилось сочетание «яйца и зайцы». Взрослые начали рассказывать детям, что яйца приносит пасхальный заяц. Однако проворный зверек долгое время был не единственным, кто якобы приносил яйца. В качестве поставщиков яиц с ним долго конкурировали лисы, аисты и журавли. Однако после Второй мировой войны в их споре была поставлена точка, так как производители шоколада открыли для себя лопоухого зверька и стали выпускать к Пасхе только шоколадных зайцев – и таким образом до сегодняшнего дня яйца приносит именно заяц.
С древними традициями роднят христианскую пасху и свечи. Свет во многих культурах Ближнего Востока – символ жизни. С Ближнего Востока пришел и обычай готовить к пасхальному столу жареного барашка. И, конечно, с древних времен повелось украшать венками из цветов и распустившихся веток двери и окна домов. Сама дата Пасхи – первое воскресенье после весеннего полнолуния – тоже уходит своими корнями вглубь тысячелетий.
Венок – это еще один важный элемент Пасхи, он символизирует пробуждение природы, возрождение новой жизни. В Германии пасхальный венок вешают на окна или входные двери. Эти венки украшают распустившимися ветками и цветами. Принято в этот день освящать только что распустившиеся ветки. Эти ветки украшают сладостями, в основном шоколадом, фруктами, лентами, после чего преподносят их детям. Прикрепляют освященные ветки у распятий, к изголовью постели, очагов каминов. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при болезнях, грозе, непогоде.
Очень редким обычаем является хождение за пасхальной водой. По старому народному поверью, она обладает волшебным действием, поддерживая здоровье и красоту. Для этого нужно зачерпнуть из проточного водоема воды и принести ее домой. При этом нельзя разговаривать. К пасхальным обычаям Германии также относятся пасхальные костры. Их зажигают, прежде всего, в сельских местностях на севере страны. Традиция известна с XVI в., однако она восходит еще к дохристианским обычаям: тепло и свет должны были изгнать зиму. Кроме того, огонь обеспечивал плодородие почве. В христианской традиции пасхальный костер – знак воскресения Христа.
Другое воплощение той же традиции - горящее деревянное колесо, которые скатывают с Пасхальной горы. За ними тянется огненный след длиною в несколько сот метров. Считается, что горящие колеса как символ солнца появились 2000 лет назад.
В последнее время приобрел в Германии немалую популярность еще один обычай – катание яиц. Игра заключается в том, что каждый участник может побороться за выигрыш игрушки, небольших призов и крашеных яиц своих соперников. Яйцо скатывают по наклонным дорожкам (желобам) в конце которых складываются подарки. То, чего яйцо коснулось, принадлежит его владельцу. Могут также располагать две дорожки так, чтобы яйца в конце пути столкнулись – это уже больше похоже на обычай русских биться яйцами – победил тот игрок, чье яйцо не разбилось
Региональные пасхальные обычаи В Веймаре существует обычай, напоминающий о великом Гёте, прожившем в этом городе несколько десятилетий. Каждый год в чистый четверг он приглашал детей в свой сад, где прятал пасхальные яйца. Веймар продолжает эту традицию и приглашает детей на «поиск заячьих яиц» в парк на реке Ильм, в котором стоит садовый домик Гёте. Нижнесаксонский Остерайштед (букв. «город пасхального яйца») создал традицию на основе своего названия: здесь якобы живет пасхальный заяц Ханни Хазе. Ежегодно тысячи детей пишут ему в письмах свои пожелания к празднику.
Адрес не случаен: зайцы живут в лесу, а письма принимают, выйдя из леса, на опушке. Писать можно смело: почтамт этот есть, находится под Бременом в одной из небольших деревень. Там письма принимают, разбирают, сортируют и на них отвечают. Делают это каждый год десять местных добровольцев. Никаких денег за это они не получают. На этом единственном в Германии пасхальном почтамте ставят на пришедшие письма единственный в Германии почтовый штемпель. О чем пишут Ханни? Так же, как на Рождество: обо всем. Что-то просят себе лично, что-то своим близким, что-то – всем людям на земле. Иногда, вместо того, чтобы что-то просить, зайцу присылают всякие подарки: постельное белье, одежду, мягкую обувь на лапки. Чем холоднее была перед Пасхой зима, тем больше заяц получает теплых вещей – на будущее. Очень редко, но все-таки пишут и взрослые: из тех, кто отказался признать, что детство все-таки прошло. Вот этот адрес: Hanni Hase Am Waldrand Ostereistеdt
Свои обычаи есть и у живущих в Верхней Лужице (Саксония) сербов (или лужицких сербов), западнославянского национального меньшинства, исповедующего католицизм. С XV века у них существует традиция: в пасхальное утро празднично одетые мужчины скачут на лошадях в парадном убранстве по округе, провозглашая весть о воскресении Иисуса Христа. Тысячи зрителей ежегодно наблюдают эту красочную церемонию, стоя на обочинах улиц. Предполагается, что пасхальная верховая езда восходит к дохристианской эпохе: когда-то люди с приходом весны обходили пешком или объезжали на лошадях свои владения, чтобы защитить их от злого влияния.
Пасхальные марши мира Обычно пасхальные марши мира проходят в дни традиционных пасхальных каникул. Информационное бюро пасхальных маршей мира находится во Франкфурте-на- Майне. Эти марши выросли из мощного студенческого движения годов. Тогда «дети» предъявили своим «отцам» пасхальный счет: «мир вместо войны, масло вместо пушек, любовь вместо войны». С тех пор на эти марши выходят те, кому не нравится НАТО, ядерное оружие, мирный атом, войны и революции. Кто хочет, чтобы воскресли в этом мире любовь и миролюбие.
"Es ist das Osterfest alljahrlich fur den Hasen recht beschwerlich" - "Ежегодный пасхальный праздник для пасхальных зайцев выходит накладно". Мартин Лютер про пасхальный праздник сказал: "Wer den "stillen Freitag" und den Ostertag nicht hat, der hat keinen guten Tag im Jahr" - "У кого страстной пятницы и пасхального понедельника нет, у того ни одного доброго дня нет" "праздничные" выражения, в немецком языке: