Русская философия
русская философия (XIX – XX вв.) собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно началом русской философии считают публикацию « Философических писем » Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России - высылку большевиками в 1922 г. последних представителей « старорежимной » философской школы.
Основная проблематика : Проблема человека ; Космизм ; Проблемы морали и нравственности ; Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом – специфическая проблема русской философии ; Проблема власти и государства ; Проблема социальной справедливости ; Проблема идеального общества ; Проблема будущего ; Проблема творчества.
Основные черты русской философии : По мнению Н. О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу ; Софиология - учения о Софии ( Премудрости Божьей, Душе мира ) – представители : С. Булгаков, В. Соловьев, П. Флоренский Соборность, Интуитивизм, Метафизичность, Реалистичность ( онтологизм ) Религиозность, Нравственность
Этапы развития русской философии 1. Славянофильство и западничество 2. Народничество 3. Философия всеединства 4. Религиозная философия – Софиология 5. Космизм
1. Славянофильство и западничество Славянофилы : А. С. Хомяков И. В. Киреевский К. С. Аксаков Ю. Самарин Западники: П.Я. Чаадаев В. Боткин П. Анненков Т. Грановский
Чаадаев П. Я. ( ) «Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические письма» «Апология сумасшедшего» Его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов. Влияние Шеллинга, путешествовал по Европе Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). «Смысл России - быть уроком всему человечеству».
Философические письма ( гг.) Первое письмо было опубликовано в журнале « Телескоп » в 1836 г. Автор выразил сожаление по поводу « отлучённости России от « всемирного воспитания человеческого рода », духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии ». Дает начало философскому осмыслению проблемы Отмечает значимость католической церкви, оставаясь православным. Николай I, после прочтения « Писем »: « Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного ». Журнал был закрыт, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Проходил ежедневное ! освидетельствование, находясь под домашним арестом. Надзор полицейского лекаря за « больным » был снят в 1837, под условием, чтобы он « не смел ничего писать ».
Славянофилы утверждали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития. неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины ( характеризуется коллективным трудом и потреблением ) и артели ( добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности ) отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков
Хомяков А. С. ( ) особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия Основной труд : « Записки о всемирной истории » ( незавершен ) Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм
2. Народничество ( гг.) Представители : А. И. Герцен Н. Г. Чернышевский А. Григорьев Н. Н. Страхов П. Лавров Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условия: слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Герцен Александр Иванович ( гг.) - основатель движения народничества
3. Философия всеединства Представители: Владимир Соловьев, Сергей и Евгений Трубецкие, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Лев Карсавин Семен Франк Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле. Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.
Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека; В гносеологическом отношении - это «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию. В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.
Соловьев Владимир ( гг.) Основные труды: "Оправдание Добра» «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»
Павел Флоренский ( ) «Столп и утверждение истины» снятие противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром Михаил Нестеров. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Масло. 1917
4. Религиозная философия Сергей Булгаков Василий Розанов ( религиозно - философское общество ) Дмитрий Мережковский ( русский символизм ) Николай Бердяев (« Философия свободы », « Смысл творчества ») Успенский собор Московского Кремля
Николай Бердяев ( ) Труды : « Философия свободы » и « Смысл творчества » единственный механизм творчества - свобода. ввел и развил понятия : царство духа, царство природы, объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы, трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно - исторического бытия.
Сергей Булгаков ( ) Труды : « Философия хозяйства » « Свет Невечерний » « Философия имени » с 1918 г. – священник
5. Космизм Представители : Н. Ф. Федоров ( ) К. Э. Циолковский ( ) В. И. Вернадский ( ) А. Л. Чижевский ( ) Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» В Фс понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно- организованном и упорядоченном целом. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной
Николай Федоров Философия «общего дела» Воскрешение предков – петрификация Его осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому ими можно заселить другие планеты. Замысел освоения космического пространства Проект «регуляции природы»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !