Основы теории искусства План: Искусство как феномен культуры Искусство как феномен культуры Понятие художественной культуры Понятие художественной культуры Основные методологические подходы в искусствознании Основные методологические подходы в искусствознании Формы и виды искусства Формы и виды искусства
Одна из форм общественного сознания; художественное отражение действительности. Процесс творческой работы человеческого духа и рук. Особая форма познания, осмысления, оценки, интерпретации окружающего мира. Качество способа действия, отличающее творчество одного художника от творчества другого Результат творческой работы – художественное произведение. Особенность человеческого восприятия окружающего мира. Искусство 1) искусство, отражение действительности в художественных образах; 2) ремесло, умение, навык, мастерство, творчество.
Эстетика – о сущности искусства Материалистическая теория Mimesis(греч.-изображение) - отражение, имитация действительности. (Аристотель) - отражение, имитация действительности. (Аристотель) Идеалистическая теория Phantasia(греч.-воображение) - выражение внутренних чувств вечных истин, сути времени. (Платон) Функции искусства 1. Эстетическая; 2. Знаково - коммуникативная; 3. Гноселогическая; 4. Ценностно-ориентационная; 5. Преобразовательная или созидательная; 6. Воспитательная; 7. Игровая; 8. Гедонистическая Искусство
Зонально-слоевое строение художественной культуры. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Переходная зона прикладных искусств ораторское искусство художественная публицистика Зона чисто художественного словесного творчества Зона музыкального творчества Зона актерского словесно-пластического и музыкально-пластического творчества Зона пантомимического и танцевального творчества Зона чисто художественного приметно-изобразительного творчества Переходная зона архитектонических бифункциональных искусств На ремесленной базе На индустриальной базе МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Искусствознание Теория искусства Художественная критика История искусства
Теория искусства Обобщает накопленные данные с историософской точки зрения Обобщает накопленные данные с историософской точки зрения История искусства o Систематизирует и описывает наличный и вновь открываемый материал; o Познает закономерности развития искусства Художественная критика Выражает реакцию на произведение; Выражает реакцию на произведение; Анализирует тенденции и перспективы развития современного искусства Анализирует тенденции и перспективы развития современного искусства
Основные методологические школы искусствознания История стилей (Вельфлин, Хаузер, Винкельман) История стилей (Вельфлин, Хаузер, Винкельман) Знаточество ( Бернсон ) Знаточество ( Бернсон ) Изучение сюжетов ( Маль, Панофски ) Изучение сюжетов ( Маль, Панофски ) Культурно-историческая школа ( Тэн ) Культурно-историческая школа ( Тэн )
Принципы классификации видов искусства: 1.Особенности художественного языка: Интонационные (музыка, поэзия, проза) Интонационные (музыка, поэзия, проза) «Немые» (архитектура, скульптура, «Немые» (архитектура, скульптура, пантомима, танец, живопись) пантомима, танец, живопись)
Принципы классификации видов искусства: 2. Способ существования: Пространственные (архитектура, изобразительное искусство) Пространственные (архитектура, изобразительное искусство) Временные (музыка, поэзия, проза) Временные (музыка, поэзия, проза) Пространственно-временные (балет, театр, кино) Пространственно-временные (балет, театр, кино)
Принципы классификации видов искусства: 3.Использование художественных средств: Прямые, непосредственные Прямые, непосредственные (мимика, поэзия, отчасти - музыка) (мимика, поэзия, отчасти - музыка) Косвенные, опосредованные Косвенные, опосредованные (архитектура, скульптура, живопись) (архитектура, скульптура, живопись)