Педсовет «Творческий потенциал учителя» «Творчество - акт творения мира из ничего». Н. Уэбстер, америк. лексикограф
ТВОРЧЕСТВО это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью
ТВОРЧЕСТВО это новизна, в учебном процессе она представлена, прежде всего, научными открытиями, выявлением ранее не- опознанных закономерностей обучения и воспитания, исследовательской, экспериментальной разработкой высокоэффективных методик, позволяющих решать задачи, как современной школы, так и школы будущего
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно- развивающей работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества образования учащихся активныйпроцессработырешение
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, индивидуальный творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов: отсроченность результата и необходимость его прогнозирования; атмосфера публичного выступления; необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций
ПРИЗНАКИ КРЕАТИВНОСТИ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ, ЭВРИСТИЧНОСТЬ, ФАНТАЗИЯ, АКТИВНОСТЬ, КОНЦЕНТРИРОВАННОСТЬ, ЧЕТКОСТЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКИ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ выявление творческого потенциала ученика; нацеленность на формирование творческой личности школьника; владение педагогическим тактом, способностью к эмпатии; уметь развивать детское воображение, артистизм, уметь ставить интересные, занимательные вопросы, создавать интересные ситуации, обладать чувством юмора
КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО УЧИТЕЛЯ объективность активность разносторонность целеустремленность интегративность комплексность динамизм, гибкость мобильность аналитичность самокритичность и критичность
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя в постоянном совершенствовании обучения, воспитания и развития человека. Педагог-мастер - это тот учитель, который, осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал.
СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА гуманистическая направленность личности и самого учителя система профессиональных компетенций учителя педагогическая техника - совокупность умений и приемов, которые использует учитель для наиболее полного достижения своей цели (умение управлять собой, умение управлять другими, умение сотрудничать, педагогические способности).
1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет) ( к этому уровню относится изготовление МАКЕТОВ известных предметов и т.д.- в т.ч. игровые комплекты- конструкторы, где есть заданные схемы-образцы для сборки) Деятельность – направлена на повторение прототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…) Вид результата: повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (сходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику…) Способ достижения: копирование прототипа без каких-либо изменений. Девиз: « Так может каждый» УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ (новизна есть) Деятельность: направлена на самостоятельное небольшое изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом не меняющая первоначального образца. Вид результата: Прототип изменён в элементах. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими его к новому качеству. Способ достижения: Новизна за счёт изменения ( замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности. Девиз: «Так может большинство!» УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
3-й уровень ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ ( новизна есть) Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом меняющая первоначальный образец. Вид результата: Выполненное базируется на прототипе, значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Видоизменение прототипа. Выход за рамки задания. Способ достижения: новизна за счёт снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются; выполнения известного другим способом, другими средствами; расширение сферы применения известного ( многофункциональность); включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим; решение противоречия: прототип есть и его нет. Девиз: «Так могут только некоторые!» УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
4-й уровень- ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть) Деятельность: Направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального Вид результата: Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа. Способ достижения: Новая идея за счёт: замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции; высокого уровня обобщения и выхода на методологический уровень. Девиз: «Так может только один!» УРОВНИ НОВИЗНЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
САМООЦЕНКА УРОВНЯ НОВИЗНЫ Самооценка выполненного творческого задания Я выполнил (а) задание на _______ уровне Уровень Действие 1 Повторил известное (исходное) 2 Немного изменил известное за счёт изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности. Нет качественного изменения При переходе на 3-4 уровень сумел перешагнуть через ложные ограничения 3 Качественно изменил известное (выполнил известное другим способом, другими средствами; расширил сферы применения известного (многофункциональность); включил прототип как часть целого, т.е. объединил с прототипом; поставил и разрешил противоречие 4 Придумал своё новое путём - замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции; - высокого уровня обобщения и выхода на методологический уровень
М.Поташник «Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический».
наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; социальная или личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности; наличие объективных предпосылок, условий для творчества; новизна и оригинальность процесса или результата. ПРИЗНАКИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Новаторства Педагогического мастерства Педагогических инноваций
Первая групп - учителя, владеющие набором стандартных приёмов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности. Вторая группа педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности. Третья группа - педагоги, создающие систему обучающих технологий. ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА
УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА 1.Профессиональное становление 2.Стихийное самосовершенствование 3.Планомерная рационализация 4.Оптимизация процесса и результатов труда
Теоретик-логик Теоретик-интуитивист Практик Организатор Инициатор ТИПОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ - на перенос знаний и умений в новую ситуацию; -на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, (выделение новых функций методов и приемов); - на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же будут способствовать и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.
ЦЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА Опыт показывает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
УРОВНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА уровень элементарного взаимодействия с классом эвристический уровень оптимизации деятельности на уроке высший уровень творчества педагога
ВЫВОД Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог- творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.