Петрова Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 г. Маркс Саратовской области Всероссийский конкурс «Учитель года»
Концепция модернизации Российского образования Концепция модернизации Российского образования «Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
Основные образовательные программы основного общего образования школ содержат важнейший раздел – «Формирование УУД »
Л.С. Выготский ( ) Л.В. Занков
В основе системно- деятельностного подхода Формирование УУД
КУУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей: возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка действий партнера Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение монологической и диалогической формами речи Виды КУУД :
Организационная структура урока, отвечающего требованиям формирования КУУД. парная групповая Совместное изучение нового материала Взаимо- тренировка Выполняют общее задание, которое делится на части. Выполняют только свой участок работы или осуществляют свой вид деятельности. Совместная работа в группе для получения обще группового продукта.
Формы парного взаимодействия Алгоритм организации работы учащихся в паре по изучению текста: 1. Прочитайте текст (одновременно вслух, про себя, вслух по очереди). 2. Выделите и объясните непонятные слова. Особо обратите внимание на многозначные слова. Запишите значение новых терминов в тетрадь. 3. Восстановите абзац. 4. Оформите главную мысль текста. 5. Приведите собственные примеры, подтверждающие главную мысль. 6. Оформите заголовок. 1. Совместное изучение материала
Формы парного взаимодействия Для закрепления материала (сведений, фактов, толкования понятий и др.) (взаимная и односторонняя). Такая работа вынуждает учеников задавать друг другу вопросы, приводить доказательства, объяснять, выстраивать логически правильные высказывания. 2. Взаимотренировка 3. Проверка в паре
Работа в парах.
Групповое взаимодействие Выполняют общее задание, которое делится на части. Выполняют только свой участок работы или осуществляют свой вид деятельности. Совместная работа в группе для получения обще группового продукта.
Типы заданий направленных на формирование и контроль КУУД Текст - инструкция Задания в тестовой форме Алгоритмы и памятки, инструкции по выполнению практических работ Деформированные тексты Задания с ошибками
Работа в группах. Работа в группах.
Приёмы: Ты - мне, я - тебе (работа в парах) Проанализируй сообщение и задай вопросы Составь схему и опорный конспект по тексту Проведи урок (ученик в роли учителя) «Да» и «Нет» говорите «Подготовь свои вопросы» КУУД :
Направленнос ть на конкретную задачу создания определенно го продукта Межпредметные связи соединения теории и практики Совместное планирование планирование деятельности учителем и учащимися учителем и учащимися Проектные формы работы СОТРУДНИЧЕСТВО
Обучающиеся Педагоги- предметники Педагог Родители Когда в товарищах согласья нет…
11 классы Год % качества классы Год % качества
Спасибо за внимание!