Перспективы развития в направлении «информатизация» в образовательном учреждении семинар по стратегическому планированию Т.В. Кривошея Красноярск, 2010
Сегодня должны составить план работы на учебный год. Что такое стратегическое планирование? Планирование деятельности по направлению «информатизация» на учебный год. Презентация плана школьных команд.
I. Что такое стратегическое планирование? Говоря о стратегическом планировании, мы сегодня ответим на 4 вопроса: Что это такое? Зачем это нужно? Из чего оно состоит? Как это делается?
Итак, отвечаем на 1 вопрос. Что такое стратегическое планирование? Это бесконечный процесс. Внутренние перемены, изменяющийся состав персонала, возможности школы, ресурсы, цели, взгляды – всё может изменяться, изменяя и планы на будущее. Стратегическое планирование представляет собой процесс, который даёт вашей каждодневной деятельности направление и осмысленность. Цель стратегического планирования – помочь школе максимально использовать свои сильные стороны, при этом минимизируя влияние слабых сторон, и дать ей возможность как можно лучше использовать все предоставляющиеся возможности.
Стратегическое планирование – это процесс, посредством которого школа устанавливает в долгосрочном плане цели, достижение которых позволит ей занять оптимальное положение с учётом внешней среды, в которой она осуществляет свою деятельность, и её собственных ценностей, миссий, видения, культуры, структуры, систем и ресурсов с тем, чтобы её деятельность была более эффективна.
Вопрос 2. Зачем это нужно? Наличие стратегического плана позволяет улучшить работу. Сотрудники школы могут увязнуть в рутинных обязанностях и проблемах, теряя из виду истинные цели функционирования своей школы. Стратегический план поможет вернуть ощущение цели и стимулировать мышление, нацеленное на будущее, которое основывается на понимание людьми того, что они делают одно большое общее дело. Практика показала, что чёткое планирование положительно влияет на качество работы школы. Оно полезно особенно тогда, когда ваши финансовые ресурсы ограничены. В этом случае наличие прописанных в стратегическом плане целей и задач позволит вам выявить приоритетные направления и обеспечить их финансированием и людскими ресурсами.
Чтобы быть эффективным, план должен: тщательно готовиться быть плодом коллективной работы всех, кто вовлечён в деятельность школы регулярно (но не очень часто) оцениваться (например, ежегодно для трёхлетнего плана)
Чтобы планировать эффективно школа должна: знать, зачем она нуждается в планировании кто должен быть вовлечён в процесс планирования как этот процесс будет влиять на людей в школе самое важное – как он будет влиять на учащихся, ради которых школа работает понимать процесс планирования
Причины, по которым школа должна заниматься планированием: планирование задаёт направление движения к цели все заинтересованные лица получают ясное представление о путях осуществления деятельности и развития школы помогает осознать происходящие перемены во внешнем окружении, которые могут повлиять на её программы планирование не позволяет школе погрязнуть в текущее позволяет видеть альтернативы и находить лучшие решения экономит время (больше времени на планирование и меньше на выполнение работы) помогает осуществлять контроль облегчает внесение корректив планирование укрепляет уверенность сотрудников школы в себе, а в следствии этого – и их совместную работу участие в планировании даёт более сильное чувство сопричастности к усилиям по достижению целей
Вопрос 3. Из чего состоит стратегическое планирование? Сравним оперативное и стратегическое планирования: оперативное планирование стратегическое планирование краткосрочное направлено на лучшее выполнение текущей работы определяет конкретные работы конкретно важно для того, чтобы дела делались использование ресурсов определяет конкретные небольшие результаты настоящее. «Как мы можем улучшить своё сегодня?» долгосрочное направленно на выполнение будущей работы определяет основные направления, сущность деятельности абстрактно важно для того, чтобы определять, что делать определение источников и распределение ресурсов определяет место назначения будущее. «Как нам следует быть в нашем завтра?» Месяц, квартал Год, два, …, пять
Стратегическое планирование состоит из: оценка состояния внешнего окружения оценка внутренних возможностей школы цели и задачи работа по стратегическому плану определение успешности работы, пересмотр и переосмысление плана Оценка внешнего окружения и внутренних возможностей школы создаст реальное представление о ситуации, которое даст возможность строить дальнейшие планы.
Схема: работа по плану подготовка плана мониторинг определен ие приоритетов постановка целей и задач
Вопрос 4. Как это делается? План составляется не одним человеком, а инициативной группой. Цель – это те конечные положительные изменения, которых вы хотите добиться в длительной перспективе. Каких результатов хотите достичь. Задачи – кто? что? как? где? должен делать для достижения цели.
Итак, Цель – это существительное (создание… чего…) Задачи – это глагол (создать … что…) Цель – одна, задач – не более четырёх.
Цель: … Задачи: 1. … 2. … 3. … 4. … План мероприятий: п/ п мероприятие 1 2 … n
II. Планирование деятельности по направлению «информатизация» на учебный год. МОУ СОШ … Цель: Задачи: задача мероприятие сроки ответственные… 1. Формулировка задачи … … n. …
III. Презентация плана школьных команд.