Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.
Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись важной и необходимой частью этих обрядов. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Календарно – обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили своё название из – за связи с народным сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года.
Рождественско – новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок – песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия т. д. Началу года придавалось особенное значение. Как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлый, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
- Коляда, коляда! Подай пирога, Блин да лепёшки В заднее окошко! - Новый год пришёл,
Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы Масленицы. В песнях она – весёлая обманщица:обещанный праздник проходит слишком, и впереди Великий пост с его ограничениями и запретами. Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с пенями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали.
Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой. Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они « летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.