1 Графические материалы Москва, 2015 г к выступлению заместителя руководителя Аппарата НОПРИЗ Чернова С.А. на круглом столе
НОПРИЗМГСУ, Минстрой России Развитие и поддержка жилищного строительства в основном за счет частных инвестиций как локомотива развития экономики России при поддержке государством отдельных категорий граждан Разработка государственной программы «Инновационное развитие строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года», со 100% бюджетным финансированием Дальнейшее развитие института саморегулирования с поэтапной передачей ему части государственных полномочий Целевые отчисления на инновационное развитие в размере 0,4% от сметной стоимости ОКС – дополнительная налоговая нагрузка на бизнес и население Самофинансирование, саморегулирование, саморазвитие, взаимосвязь бизнеса и науки Стремление к увеличению бюджетной поддержки научных и образовательных организаций вне зависимости от реальных нужд бизнеса Аттестация инженеров и архитекторов, профессиональным сообществом Формирование бюрократического Центра управления инновационным развитием отрасли 2 Государственная политика развития строительной отрасли Основные различия в подходах к стратегии развития строительной отрасли
Структура инвестиций в основной капитал по различным формам собственности 3 Государственная политика развития строительной отрасли Наименование показателей Ед. изм Всего в фактических ценах, в т.ч.:Млрд. руб Государственные Частные Прочие Государственные % 4023,917,713,9 Частные- 2529,949,757,9 Прочие- 3546,232,628,2
Общее состояние экономики строительной отрасли и ЖКХ в 2015 году Доля строительной отрасли и ЖКХ – около 17% ВВП Общее число предприятий строительной отрасли – 218 тыс., из них 214, 2 тыс. (98,2%) - в частной собственности, из них в СРО состоят примерно 160 тыс. Предприятия строительной индустрии и промышленности строительных материалов – 99% в частной собственности Доля частных инвестиций в основные фонды – 57%, государства – 14%. Объем работ по виду деятельности «строительство» за 2013 год - 6 трлн. руб., из них гос капвложений - 1,3 трлн. руб. или 22%. (Объем работ за 9 месяцев 2015 г. – 4 трлн. руб.). Годовой оборот в ЖКХ – свыше 4 трлн. руб. Кроме того не учтено примерно 1,5 трлн. руб., затраченных населением на малоэтажное строительство и отделку жилья Распределение инвестиций в жилищное строительство: частные – 88,5%, государственные – 7,1%, прочие 4,4% (годовой объем около 4 трлн. руб.) Вывод: В строительной сфере – не полное соответствие структуры собственности и инвестиций существующей системе регулирования этой деятельности 4 Государственная политика развития строительной отрасли
Динамика распределения строительных работ, выполненных организациями различных форм собственности 5 Государственная политика развития строительной отрасли В течение периода реформ произошло коренное изменение структуры собственности организаций строительной отрасли
6 Жилищное строительство и жилищная политика – локомотив развития экономики Жилищное строительство Государственные институты развития: Фонд развития жилищного строительства и Фонд реформирования ЖКХ - механизмы социальной поддержки населения АИЖК - рыночный механизм самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление, саморазвитие и частично - саморегулирование - государственная поддержка отдельных категорий граждан При спаде в экономике России - стабильный рост ввода жилья. Население финансирует приобретение жилья и оплату ЖКХ – в год 7 трлн. руб. Прогноз Обеспечивающие и регулирующие механизмы: Государственная политика развития строительной отрасли
7 Соотношение бюджетной и внебюджетной поддержки исследований и разработок, (%) данные МГСУ Государственная политика развития строительной отрасли Внебюджетное финансирование Бюджетное финансирование
Изменение структуры регулирования строительства 8 Постепенный переход от государственного регулирования к саморегулированию при повышении безопасности, качества работы, дисциплины, и контроля со стороны профессионального сообщества Год Доля государства Доля проф. сообщества %20% %40% %60% %70% Государственная политика развития строительной отрасли
9 Самоокупаемость Рыночные цены продажи Рыночные цены эксплуатации Рыночные цены аренды Самофинансирование Доля государства до 10% Частных инвестиций – до 90%, в том числе: Доля населения до 50% Доля банков – до 20% Инвесторы – до 20% Саморазвитие и самоконтроль Увеличение производительности труда Повышение качества строительства Развитие строительной отрасли Саморегулирование – базис системы технического регулирования отрасли Саморегулирование – базис системы технического регулирования отрасли Саморегулирование – метод регулирования доступа на рынок и повышения качества Принципы развития системы управления отраслью Государственная политика развития строительной отрасли Обеспечить повышение эффективности научных исследований и разработок в отрасли путем коренного изменения системы их финансирования: 70% - внебюджетные инвестиции, 30% - бюджетные инвестиции
10 Саморазвитие профессионального сообщества повышение качества инженерных изысканий и архитектурно- строительного проектирования Основные направления развития института саморегулирования повышение контроля кадровое обеспечение профессионализм Развитие строительной отрасли Саморегулирование – базис системы технического регулирования отрасли Саморегулирование – базис системы технического регулирования отрасли Саморазвитие – основной метод решения профессиональных вопросов проектно- изыскательского сообщества Основные направления развития института саморегулирования Государственная политика развития строительной отрасли Институт саморегулирования способен профессионально отвечать на вызовы, сформированные государственными органами, вырабатывать предложения по ответам на них и нести за это ответственность
11 Основное направление развития рынка Государственная политика развития строительной отрасли Приватизация жилья До 1991 доля частного жилья – 27%, сейчас – около 90% Самоокупаемость Рыночное ценообразование всех этапов жизненного цикла Самофинансирование Доля государственных капиталовложений в жилье снизилась до 10% Саморегулирование Институт саморегулирования профинансировал более 50% нормативов При спаде в экономике - стабильный рост ввода жилья. Население финансирует приобретение жилья и оплату ЖКХ – ежегодно 7 трлн. руб. Целесообразно экономические принципы развития жилищной сферы распространить на остальные направления развития строительной отрасли
12 Формирование политики – диалог бизнеса и государства Государственная политика развития строительной отрасли до 2030 года Обобщение предложений и подготовка документа Интересы Предприятия и организации отрасли Задачи, полномочия, функции Минстрой России Минэкономразвития России Минпромторг России Росстандарт Ростехнадзор Заинтересованные ФОИВ Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации Национальные объединения саморегулируемых организаций в строительной сфере институты развития Государственная политика развития строительной отрасли
13 Благодарю за внимание