Ведущий вид деятельности : общение со сверстниками / интимно-личностное общение Новообразования: 1. чувство взрослости 2. развитие самосознания 3. формирование нравственной сферы
отмирание и разрушение старых интересов и несформированность новых + Несформированность нравственной сферы = Склонность к асоциальному поведению
Основные особенности возраста: 1.«Гормональный взрыв» 2. Половое созревание 3. Период отмирания и разрушения старых интересов и формирование новых 4. «Доминанта романтики» 5. Реакция группировки со сверстниками
Постоянное нахождение подростка в стрессовом состоянии Частые перепады настроения Приступы раздражительности, агрессии относится к временному неадекватному поведению как к норме не провоцировать подростка на аффективное поведение давать подростку возможность успокоиться
У подростка появляется чувство взрослости Появляется интерес к своему внутреннему миру
Соблюдение принципов равноправия и уважения Не учить не наставлять, т.к. перед тобой взрослый Аргументация требований взрослого Подростки часто согласны только на внешнее подчеркивание взрослости Учитывать право на ошибку Доверие авансом Обращение к подростку за помощью, советом
Общение со сверстниками Школа- место общения Обрывание «семейной пуповины» Вливание в подростковую субкультуру Создание мотивации к учебе через общение со сверстниками Избегание комментариев поведения ребенка в присутствии сверстников Ставка на авторитет родителей не оправдана Учет ценностей значимой для подростка среды Значимость мнения сверстников
Общение со сверстниками – ведущий вид деятельности для подростков Определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимодействия, проходят особую социальную школу
Подростка привлекают индивидуальные формы организации занятий, когда учитель лишь помогает ему Основным стимулом к учению у подростков является стремление занять определённое положение в классе Оценка воспринимается подростком как возможность подтвердить свои способности