Психология и педагогика. Латутиной Дианы Андреевны
Задача психологии - объяснить поведение разных людей, описать особенности поведения. А вот как помочь людям развиваться, учиться, как их воспитать - этим уже в строгом смысле занимается не психология, а педагогика. Объяснение и описание, рекомендации по использованию методик - это психология. Формирование и воспитание, методы влияния и технологии - это педагогика. Взаимосвязь психологии и педагогики.
Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии.
К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. Практическое значение психологии. К.Д.Ушинский. Великий русский педагог.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Цель воспитания – формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей. Проблема воспитания.
Внес большой вклад в педагогическую психологию. Предложил понятие зона ближайшего развития «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым. Лев Семёнович Выготский Выготский Л.С