Российские учителя и директора школ в международном исследовании TALIS: ожидаемые и неожиданные результаты Высшая школа экономики, Москва, М.А. Пинская (НИУ ВШЭ), Е.А. Ленская (МВСШЭН) А.А. Пономарева (НИУ ВШЭ), И.В. Брун (НИУ-ВШЭ), С.Г. Косарецкий (НИУ ВШЭ), М.Б. Савельева (НИУ ВШЭ),
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Характеристика исследования фото Международное исследование преподавания и учения (TALIS) проводится ОЭСР с 2008 г. Исследование 2013 года охватило 37 стран. Россия официально приняла участие в TALIS в 2014 г. Исследование проведено Институтом образования НИУ ВШЭ Выборка включала 4076 учителей средней ступени и 198 руководителей образовательных организаций из 200 школ в 14 регионах РФ. Исследование включает опросы учителей и директоров. Регионы РФ, принявшие участие в исследовании TALIS: 1. Москва 2. Московская область 3. Республика Татарстан 4.Санкт-Петербург 5. Алтайский край 6. Челябинская область 7. Волгоградская область 8. Нижегородская область 9. Тамбовская область 10. Белгородская область 11. Рязанская область 12. Республика Коми 13. Республика Ингушетия 14. Псковская область
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Ключевые вопросы исследования: фото Распределение педагогических кадров Руководство школой Подготовка и профессиональное развитие учителей Оценка качества работы учителей Взгляды, установки и приёмы преподавания Удовлетворённость учителей работой и своим преподаванием
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Зачем проводится TALIS? фото Возможность для учителей и директоров повлиять на образовательную политику Возможность межстранового сотрудничества Возможность получить достоверные данные на репрезентативной выборке Возможность заполнить пробелы в статистике и оценить воздействие учителей на результаты детей
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Основные характеристики директоров школ фото Директора российских школ моложе своих зарубежных коллег Директор школы в России – всё еще женская профессия %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Наши директора, как правило, сочетают управленческую деятельность с преподавательской нагрузкой фото Россия Международное среднее На полную ставку без преподавательской нагрузки 22,360,9 На полную ставку в сочетании с преподавательской нагрузкой 77,335,4 На часть ставки (менее 90% от полной ставки) без преподавательской нагрузки 01,2 На часть ставки (менее 90% от полной ставки) в сочетании с преподавательской нагрузкой 0,42,5
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Как проходили подготовку к должности российские директора школ фото * МС – международное среднее по странам участницам TALIS
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Большая часть деятельности директора занята административной работой фото % *МС – Международное среднее по странам участницам TALIS
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Наш директор заботится о профессиональном развитии учителя и справедливой оценке его труда, но 40% учителей считают, что их оценивают «для галочки» фото * МС – Международное среднее по странам участницам TALIS %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 В российских школах не хватает многих ресурсов фото *МС – Международное среднее по странам участницам TALIS %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Но за 5 лет ситуация улучшилась фото % Результаты TALIS-2008
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Проблемы детей с ОВЗ волнуют директоров среднего возраста фото
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Нарушений дисциплины стало меньше? фото *МС – Международное среднее по странам участницам TALIS %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Чем больше город, тем больше нарушений в школах фото
Высшая школа экономики, Москва, % школ России имеют управляющие советы, но 40% директоров принимают все важные решения самостоятельно фото Доля школ, в которых имеется управляющий совет %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Чем старше директор, тем меньше он делегирует полномочия фото %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Чем моложе директор, тем он критичнее относится к своей работе фото %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Возрастная структура учительских кадров фото Молодые учителя выше всех оценивают престиж учительской профессии В школу приходят молодые учителя *МС – Международное среднее по странам участницам TALIS
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Стаж фото *МС – Международное среднее по странам участницам TALIS
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Структура нагрузки учителей фото Количество часов, потраченных на работу в целом, преподавание и другие виды деятельности в течение недели
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Профессиональная подготовка учителей фото 89,9 % учителей в РФ имеют высшее образование Среди учителей моложе 30 лет - 84%. 73% российских учителей преподают только 1 предмет, в среднем по странам участницам ТАЛИС – 53%
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Могут сделать следующее в некоторой степени или вполне фото %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Профессиональные приоритеты учителей фото 34% российских учителей получили прибавку к зарплате в связи с участием в деятельности профессионального развития в нерабочее время (международное среднее – 9%)
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Организация профессионального развития и формы работы фото
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Направления повышения квалификации фото
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Индекс эффективности профессионального развития фото
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Индекс самоэффективности фото
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Система оценивания достижений учащихся фото
Возрастная дифференциация Что происходит в классе Как происходит профессиональное развитие
Возрастная дифференциация: потребности в профессиональном развитии 1Знания в моей основной предметной области (областях) 2 Методическая компетентность в преподавании моей предметной области (областей) 3Знание программы 4Практические виды оценивания успеваемости учащихся 5Поведение учащихся и организация работы на уроке 6Управление и администрирование в школе 7Методы индивидуального обучения 8 Обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья 9Преподавание в поликультурной или многоязычной среде 10 Обучение ключевым компетентностям (например, решать проблемы, учить учиться) 11 Методы развития компетенций, необходимых для будущей работы или учебы 12Использование новых технологий в работе
1Знания в моей основной предметной области 2 Методическая компетентность в преподавании предметной области 3Знание программы 4 Практические виды оценивания успеваемости учащихся 5 Навыки в области компьютерных и информационных технологий 6 Поведение учащихся и организация работы на уроке 7Управление и администрирование в школе 8Методы индивидуального обучения 9Обучение учащихся с ОВЗ 10Преподавание в поликультурной среде 11Обучение ключевым компетентностям 12 Методы развития компетенций, необходимых в будущем 13Использование новых технологий в работе 14 Работа с учащимися по профориентации и псих.консультированию Дифференциация по контингенту: потребности в профессиональном развитии
Дифференциация по контингенту Что происходит в классе Как происходит профессиональное развитие
Дифференциация по контингенту в РФ и странах TALIS
В какой мере Вы согласны или не согласны с тем, что следующие причины являются препятствиями для Вашего профессионального развития? 1 У меня нет предпосылок (например, квалификации, опыта, стажа работы). 2 Профессиональное развитие стоит слишком дорого (я не могу себе его позволить). 3 Недостаточная поддержка со стороны начальства 4 График работы не позволяет заниматься профессиональным развитием 5 Нехватка времени в силу выполнения определенных семейных обязанностей 6 Нет интересных для меня предложений / курсов профессионального развития 7Нет стимулов для участия в такой деятельности
Удовлетворённость профессией и работой Возрастная дифференциация Дифференциация по контингенту
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Некоторые выводы фото В России постепенно происходит омоложение учительского и директорского корпуса. Нагрузка российских директоров и учителей и доля административной, бумажной работы в России выше, чем в других странах. Учителя, выбирают направления ПК, связанные совершенствованием предметных и методических знаний. И учителя, и директора российских школ «не замечают» детей с проблемами в своих школах. Директоров в России готовят «на марше». Чем сложнее контингент учащихся, тем ниже образовательный ценз и подготовка учителей. Учителя, обучающие неблагополучных детей, и молодые учителя нуждаются в расширении возможностей профессионального развития, прежде всего проходящего в активных и коллегиальных формах.
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Некоторые выводы 2 фото Содержание педагогического образования не позволяет молодым учителям преподавать в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта. Российский директор мало использует потенциал управляющей команды и не делегирует полномочия. У молодых директоров стремление к распределенному лидерству выше, чем у их старших коллег. Российские директора считают регулярную оценку деятельности учителей важной задачей но, по мнению учителей, такая оценка часто делается для галочки. По мнению и учителей, и директоров, в российских школах довольно благополучная обстановка. Главной проблемой остается списывание. Молодые учителя и учителя, работающие с неблагополучными детьми, меньше других удовлетворены местом работы и в меньше верят в возможности карьеры. Российские директора ценят и любят свою работу и довольны ее результатами, особенно директора старшего возраста.
101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)