Организационно-правовые вопросы инклюзивного образования в РФ Метельская Ю.С. Методист МОУ ГЦРО
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Конвенция о правах инвалидов
3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Федеральный закон должен усилить защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией, обеспечить полное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Инвалиды получат дополнительные гарантии в соответствии с международной конвенцией. Федеральный закон от ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
«Для лиц с ОВЗ пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их прав на получение необходимого для успешной социализации образования, что обусловлено не только отсутствием необходимых ресурсов. Во многом это инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.Развитие инклюзивного образования является важной составляющей государственной политики многих стран мира». Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества»12 апреля 2012 г.
«Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ. В некоторых субъектах РФ (Архангельская и Самарская обл., Республика Карелия, Москва), приняты и реализуются законодательные акты, касающиеся образования лиц с ОВЗ. Вместе с тем, многие нормативные акты носят рамочный характер, не содержат четкого механизма обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью». Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества»12 апреля 2012 г.
Закон РФ «Об образовании». Приоритетный национальный проект «Образование». Постановление Правительства РФ от N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на годы" Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.Н., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Письмо Минобрнауки РФ от 7 июня 2013 г. ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании». Письмо Минобрнауки РФ от АФ-150/06 «о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами». Правовое регулирование образования детей с ОВЗ
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Письмо Министерства образования Российской Федерации от /901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» Письмо Минобрнауки от ВК268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Гарантия права на образование. П.1 ст. 5 гарантирует право каждого человека на образование. П.2 ст.3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Закон «Об образовании»
Исходя из указанных положений в п.1 пп.5 ст.5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Закон «Об образовании»
Дается определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»- это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий. Понятие дети с особыми образовательными потребностями шире понятия дети с ОВЗ. К детям с особыми образовательными потребностями относятся и одаренные дети и дети, социально незащищенных слоев населения ( дети из неблагополучных семей, дети семей мигрантов и т.д.) Закон «Об образовании»
Определение «специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ» (п.3 ст.79) – это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Закон «Об образовании»
Определение «инклюзивное образование» (п.27 ст.2) – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В законе не употребляется термин «специальный (коррекционный)» применительно к школе, классу. Согласно подп.1 п.5 ст.108 предусмотрено переименование специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общеобразовательные учреждения. Закон «Об образовании»
Общее образование. Ст.79 общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях, создаются специальные условия для получения образования указанным учащимися. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Закон «Об образовании»
Правила приема в ОУ. Ребенку с ОВЗ не могут отказать в приеме в образовательную организацию по месту жительства в связи с состоянием его здоровья. При поступлении такого ребенка, исходя из ст.79, его обучение должно быть организовано по адаптированной образовательной программе, чем обеспечивается инклюзивное образование. Закон «Об образовании»
Выбор образовательного маршрута Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, должен решаться психолого-медико- педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.(Письмо Минобрнауки РФ от 7 июня 2013 г. ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»)
Закон устанавливает (п.2 ст.34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции. Этому праву коррелируется обязанность педагогических работников (подп.6 п.1 ст.48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. Закон «Об образовании»
Закон устанавливает порядок оказания психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи (ст.42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а так же трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а так же психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон «Об образовании»
Закон предусматривает инклюзивное, интегрированное и специальное (коррекционное) образование детей с ОВЗ. Однако Законом не устанавливается когда возникает право на тот или иной вид образования. В связи с этим отсутствуют критерии для применения принципа разумного приспособления, т.е. нет правовых норм, на основе которых будет определяться, когда создание специальных условий обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе является разумным, а когда нет. Закон «Об образовании»
В соответствии со ст.79, обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Согласно п.3 ст. 55, обучение по этим программам возможно только с согласия родителей и на основании рекомендаций ПМПК. Закон «Об образовании»
Понятие «адаптированная программа» (п.28 ст.2) - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Закон «Об образовании»
Адаптация программы включает возможности изменения объема и (или) содержания программы и (или) планируемых результатов образования и (или) организационно-педагогических условий получения образования, а так же учитывает создание специальных условий получения образования. Адаптация ОП по объему и (или) содержанию в большинстве случаев реализуется через «типовые» адаптированные программы (для целых групп лиц с ОВЗ, имеющих сходные особые образовательные потребности). Индивидуальная адаптация реализуется преимущественно через создание специальных организационно-педагогических условий получения образования (как в приведенном примере, а также с помощью тьютора, специальных средств обучения и др.) Вместе с тем индивидуальная адаптация использует и возможности типовых адаптированных программ. Закон «Об образовании»
Перевод в следующий класс при неудовлетворительных результатах. Согласно п.9 ст. 58 обучающиеся в ОО по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей): остаются на повторное обучение переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. Закон «Об образовании»
Обучение по адаптированной образовательной программе является альтернативой оставлению на второй год. Из п.2 и п.4 ст.79 следует, что обучение по адаптированной образовательной программе может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или в отдельных организациях. Поэтому Закон предусматривает возможность перевода ребенка с ОВЗ при неудовлетворительных оценках в следующий класс и обучение его совместно с нормально развивающимися детьми по адаптированной программе. Закон «Об образовании»
Приказ Минобрнауки ИР- 535/07 от 7 июня 2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Приказ Минобрнауки
Письмо Минобрнауки РФ от АФ-150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами». Письмо Минобрнауки
Приказ Минобрнауки от 30 августа 2013 года N 1014 Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Минобрнауки России от "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России ) Приказ Минобрнауки России от
Модель полного включения. Обучение детей с ОВЗ происходит в общеобразовательных классах вместе с нормально развивающимися сверстниками. При этом учащиеся учатся по индивидуальной программе, а в случае необходимости им оказывают помощь специалисты: педагог- психолог, логопед, социальный педагог, тьютор и др. Педагоги выбирают оптимальный способ их обучения: для учащихся с нарушением слуха используется язык жестов, для слабовидящих – прослушивание записей вместо самостоятельного чтения, для детей с нарушениями мелкой моторики и трудностями письма – выполнение письменных заданий в электронном виде. Это касается детей, интеллектуальный уровень которых близок к интеллектуальному уровню одноклассников. Модели совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ
Обязательным условием полного включения детей с ОВЗ в образовательный процесс является присутствие в классе двух педагогов – общей и специальной систем образования. В обязанность «специального» педагога входит не только «физическая» помощь ребенку с ОВЗ, сопровождение его в учебной деятельности, но и совместная с другими педагогами методическая работа по созданию методов и средств, помогающих развить инклюзивное образование. Модели совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ
Модель частичного включения в образовательный процесс. Представляет собой промежуточный вариант обучения особых детей в общеобразовательной школе и в специальном учебном заведении. В этом случае дети с ОВЗ часть времени проводят со своими одноклассниками (присутствуют на некоторых уроках, участвуют в классных и общешкольных мероприятиях), а часть времени – в отдельном классе либо в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу. Модели совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ
4 формы интегративного образования (Екжанова Е.А., Резникова Е.В.) Комбинированное Частичное Временное Полное Модели совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ
Отсутствие подзаконных актов, отвечающим данным вариантам интегративного обучения. Отсутствие подготовленности педагогов Не каждая школа имеет возможность открыть достаточное количество ставок для различного рода специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), которые отвечают за комбинированное и частичное интегрирование ребенка. Отсутствие адекватной и рабочей системы междисциплинарного взаимодействия медицины и образования. Усложняется тем, что современная система приема детей в ОУ не предполагает предварительного знакомства с ребенком, что лишает возможности сформировать класс с учетом оптимального соотношения детей с ОВЗ и детей без нарушений. Трудности
В.И.Слободчиков утверждает, что педагогической будет та среда, которая способствует личностному и культурному росту ребенка, в которой происходит встреча социокультурного и личностного опыта ребенка. Одной из важнейших задач педагога является посредничество между ребенком и средой с целью максимального раскрытия возможностей и творческого потенциала личности. Воспитательно-образовательное пространство с потенциалом лечебной среды для детей с ОВЗ
Считается, что большинство детей с различными нарушениями развивается в специфической среде «вынужденной упрощенности», максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками. Принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку, что предполагается учитывать при разработке содержания компонента жизненной компетенции («Специальный ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ»). Воспитательно-образовательное пространство с потенциалом лечебной среды для детей с ОВЗ
С точки зрения удовлетворения потребности ребенка с ОВЗ в пространстве образовательного учреждения среди здоровых сверстников (инклюзия/интеграция), среда должна быть: Безопасной – позволяющей вести адаптированный образ жизни; Дружественной – с потенциалом для благоприятного развития и самоактуализации (разнообразием средовых ресурсов и свободным доступом к игре, исследованию, познанию); Психотерапевтической (лечебной) – обладающей компенсаторным, целительным и стимулирующим влиянием на развитие системы потребностей и смыслов человека. Воспитательно-образовательное пространство с потенциалом лечебной среды для детей с ОВЗ
Выводы исследования построены на основе статистики, выборочных опросов родителей, имеющих (506 чел.) и не имеющих ОВЗ (309 чел.),экспертного опроса специалистов (69 чел.), фокус-групп (6). В целом для всех детей с ОВЗ наилучшей формой обучения родители считают коррекционную школу – 47,6%; общеобразовательная школа – 41%. К коррекционной школе чаще склоняются родители детей с серьезными множественными нарушениями, тотально слепых и глухих, детей с умственной отсталостью. 16,4% родителей предпочитают школу надомного обучения, в которой сочетаются включение ребенка в коллектив несколько раз в неделю и индивидуальные занятия на дому. Около 9% - желательным – специальный класс в обычной школе. Учебу на дому предпочли только 3% опрошенных. Если ребенок уже учится в инклюзивном учреждении, то родители практически в 2 раза чаще выбирают обычную школу в качестве желаемого места обучения для детей практически с любыми нарушениями (кроме умственно отсталых). Желательность инклюзивного образования для несовершеннолетних (мнения родителей)
Анализ ответов респондентов контрольной группы: противоречие – с одной стороны декларируют довольно терпимое отношение к детям с ОВЗ, вплоть до положительного отношения к совместному обучению, с другой – большинство из них считает наиболее предпочтительной формой образования для детей с ОВЗ раздельное обучение (чаще специальную школу, реже коррекционный класс в обычной школе). Особенно это касается родителей детей, не охваченных инклюзией. По сути, нежелание иметь рядом в одном классе или школе детей с ОВЗ зачастую корениться в незнании особенностей их развития, отсутствии информации о них и личного контакта с ними. Желательность инклюзивного образования для несовершеннолетних (мнения родителей)
Таким образом, развитие инклюзивного образования в РФ сталкивается с рядом проблем: нет четкого нормативно-правового механизма обеспечения инклюзивного образования, часто внедрение инклюзивного образования неоправданно связывается с заменой им существующей практики специального (коррекционного) образования. Выводы:
Спасибо за внимание!