Начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России Владимир Андреевич Солдунов СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2 ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ (ОПАСНЫХ) УСЛОВИЯХ ТРУДА В БАЗОВЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ (%) КОЛИЧЕСТВО НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Снижение в 2014 году по сравнению с 2005 годом в 2,1 раза В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ – 48,7 МЛН РАБОЧИХ МЕСТ, НА КОТОРЫХ ЗАНЯТО 71,4 МЛН РАБОТНИКОВ
СМЕРТЕЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ 3 В Российской Федерации снижение в 2014 году по сравнению с 2004 годом в 2,1 раза Международная статистика (по методологии МОТ количество случаев на 100 тыс. работников) Страны Европейского союза, США, Япония Страны БРИКС
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 ГОДУ 4 Основные виды деятельности (67,4 % от общего числа несчастных случаев) Основные виды несчастных случаев Основные причины несчастных случаев
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 Впервые выявленные профессиональные заболевания (человек)
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СОКРАЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАБОТНИКОВ ЗА СЧЕТ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ (млрд. рублей) 6 более 700 тыс. работников прошли обязательные периодические медосмотры свыше 60 тыс. работников направлены на санаторно-курортное лечение более 22 тыс. работников прошли обучение по охране труда закуплено свыше 17,5 млн. единиц средств индивидуальной защиты Основные мероприятия, проведенные за счет средств страховых взносов в 2014 г.:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 7 СДЕЛАНО С 1 января 2014 г. введен единый универсальный инструмент оценки условий труда на рабочих местах – специальная оценка условий труда Субъектами Российской Федерации обеспечено программное планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда до 2020 года ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ Сформировать риск-ориентированную модель управления охраной труда Совершенствовать контрольно-надзорную деятельность в области охраны труда Реформировать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА 8 Дифференциация размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации «Чем безопаснее труд, тем ниже страховой взнос» КЛАСС УСЛОВИЙ ТРУДАДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ опасный 48 % вредный 3.47 % 3.36 % 3.24 % 3.12 % допустимый 20 % оптимальный 10 % Дифференциация гарантий работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда «Чем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предоставляется работнику» Наименование гарантий и компенсаций Вредные условия труда (класс 3)Опасные условия труда (класс 4) Сокращенная продолжительность рабочей недели __ не более 36 часов Дополнительный оплачиваемый отпуск __7 дней Повышенный размер оплаты труда 4 %
УСИЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 9 Введены новые составы административных правонарушений: - нарушение государственных нормативных требований охраны труда -допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения по охране труда, обязательных медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - непроведение оценки условий труда Административные правонарушения, связанные с угрозой жизни и здоровью работников, «рецидивы» правонарушений – повышенный размер штрафов (до 200 тыс. рублей), запрет на занятие профессиональной деятельностью и приостановление деятельности Административные правонарушения, совершенные впервые и несвязанные с угрозой жизни и здоровью работников – возможность получения предупреждения
ПЕРВЫЕ ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 10 Специальная оценка условий труда проведена в организациях на более чем 2,1 млн. рабочих мест Количество застрахованных лиц, занятых на «списочных» рабочих местах, в 2014 году сократилось в сравнении с 2013 годом на 138 тыс. человек Организован мониторинг практики применения специальной оценки условий труда с участием профсоюзов и работодателей, экспертного сообщества
МОНИТОРИНГ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 11 Организовано анкетирование в субъектах Российской Федерации, объединениях работодателей и профсоюзов, организациях, оказывающих услуги по проведению оценки условий труда, а также на официальном сайте Минтруда России Поступило более 500 предложений по внесению изменений в законодательство о специальной оценке условий труда и методику ее проведения порядок определения вредных производственных факторов на «списочных» рабочих местах, не подлежащих идентификации декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенных исследований использование в ходе спец оценки методик (методов) исследований (испытаний) и измерений, утвержденных ведомствами и отсутствующих в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений защита информации, составляющей гостайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спец оценки Основными проблемными вопросами законодательства о специальной оценке условий труда определены
ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 12 ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА установление общих требований безопасности труда Рамочное участие государства в управлении охраной труда выбор средств обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работников Гибкость работодателя в построении системы управления охраной труда расширение перечня учитываемых несчастных случаев за счет микротравм и инцидентов на производстве Детализация учета несчастных случаев зависимость проверочных мероприятий от качества охраны труда у работодателя Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области охраны труда
РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ 13 I этап «Защита временем» - предупреждение развития профзаболеваний застрахованных за счет вывода работников из вредных (опасных) условий труда при наличии первичных признаков профзаболевания и проведение максимальных реабилитационных мероприятий, направленных на полное восстановление здоровья застрахованных II этап Формирование системы страхования профессиональных рисков для работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда ПЕРЕХОД Реагирование на последствия несчастного случая Страхование утраченного заработка в связи с установлением стойкой утраты трудоспособности Реагирование на последствия несчастного случая Страхование утраченного заработка в связи с установлением стойкой утраты трудоспособности Профилактика несчастных случаев, раннее выявление профзаболеваний Страхование утраченного заработка в связи с досрочным прекращением работы во вредных условиях труда Профилактика несчастных случаев, раннее выявление профзаболеваний Страхование утраченного заработка в связи с досрочным прекращением работы во вредных условиях труда
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР 14 на субсидирование процентной ставки по кредиту до 10 % на проведение специальной оценки условий труда до 15 % на реализацию иных предупредительных мер до 5 % Увеличение объема «возвратных» средств с 20 до 30 % от общей суммы годовых страховых взносов Определение приоритетных направлений расходов Проведение оценки условий труда Обучение по охране труда Приобретение СИЗ Санаторно-курортное лечение Проведение периодических медицинских осмотров новое Существующая структура предупредительных мер
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА 15 5 июня 2015 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства до 2020 года СОЗДАЕТСЯ СИСТЕМА КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ «ОНЛАЙНИНСПЕКЦИЯ.РФ» Исчерпывающая информация в доступной форме о требованиях трудового законодательства, возможность обращаться за разъяснениями о порядке исполнения данных требований, оперативно получать необходимые инструкции Формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства Возможность иметь неограниченный доступ к эффективным инструментам, предназначенным для устранения нарушений, защиты трудовых прав и реализации законных интересов граждан Внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере охраны труда