Современные образовательные технологии ТОГИС Подготовлено Трубчаниновой Е.П., учителем биологии и химии Грабской ОШ І-ІІ ступеней Амвросиевского района
Технология обучения в глобальном информационном сообществе (ТОГИС) Это авторская технология Гузеева В.В. Основа – деятельностно- ценностный подход. Деятельность школьника не ограничивается категорией «учебная деятельность», а рассматривается в более широком контексте миропознания и самопознания, личностного становления и развития ребенка. ТОГИС как технология ценностно-деятельностного обучения – это средство реализации идеологии лично- ориентированного обучения.
Гузеев Вячеслав Валерьянович, педагогических наук, профессор, зав.кафедрой образовательных технологий Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва
Связь «деятельности» и «ценности» ценности коллективная мыслительная деятельность культурный образец рефлексия опыт деятельность
Характеристические параметры технологии целевые установки – деятельностно-ценностные; целевое назначение – универсальное; основная структурная единица – блок уроков; преобладающие методы обучения – эвристический, проблемный, модельный; типовые средства обучения – информационные и коммуникационные сети компьютеров; ресурсная база – Интернет, библиотека; организационные формы итогового контроля – защита проекта.
Изучение темы системы блока урока начинается с вводного повторения, проводимого обычно в форме беседы. После этого изучение нового материала строится как коллективное решение познавательных задач, данные для которых извлекаются из книг и информационной сети. Затем учитель переходит к развивающему дифференцированному закреплению, когда отдельные группы учеников решают задачи разных уровней сложности. Учитель может осуществлять организацию групповой формы работы на свой выбор: по интересам, по знакам Зодиака, с помощью считалочки и т.п. После итогового контроля и урока коррекции – переход к следующей теме. Есть интересный опыт проведения ТОГИС уроков (г. Москва) не одним учителем, а группой (2-3). Если в обычных образовательных технологиях задачи нужны для закрепления знаний и умений, то в ТОГИС – сами знания и умения являются результатом деятельности в ходе решения задач. Центральный акцент в ценностно-деятельностных задачах делается на способах их решения, а не на содержании. Для выполнения на практике таких условий учебной деятельности необходимы новые пособия не как носители содержания, а как организующее начало проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Группы учащихся динамичны, время их существования – решение и обсуждение задачи. После решения каждой задачи она обсуждается классом или частью класса
Сравнительный анализ ТОГИС и стандарта образования
Среди ожидаемых результатов реализации ТОГИС можно выделить три группы личностные – осознание ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать, планировать и осуществлять решения возникших задач; создание собственного интеллектуального или материального продукта, сравнение его с имеющимися культурными образцами; метапредметные – умение свободно работать с информацией; предметные – хорошие предметные знания вследствие работы над решением задач споров и обсуждений, защиты своей позиции.