«Детский альбом» П. И. Чайковского Выполнил: ученик 3 «В» класса МБОУ СОШ 7 г.Туймазы Т Хабиров Эмиль
Утреннее размышление Музыка очень спокойная, светлая. Она изображает картину доброго утра, размышление. Ребенок с утра встает и думает о предстоящем дне, что же этот день ему подарит нового. Проснувшийся утром ребенок это ангел спустившийся с небес, об этом говорит и музыка. И в середине музыка становится чуть громче, чувствуется что ребенок чего- то ждет, и вот заходит мама и звуки становятся опять спокойные. «Доброе утро радость моя!»
Зимнее утро И вот он встал с постели. Он очень волнуется ведь мама сказала, что выпал первый снег. «Где же, где же мои тапочки и теплый свитерок». Музыка становится все громче, ведь волнение растет. В своем воображении он уже лепит снеговика. Сердечко бьется все сильнее, об этом говорят высокие ноты. Он быстро вскарабкивается на подоконник, и вот он снег. Музыка становится тише, биение сердца успокаивается.
Игра в лошадки Проснулись и остальные члены большой семьи. Мальчики играют в лошадки, девочки в куклы. Мальчикам очень весело они скачут на своих лошадках, догоняют друг друга. Музыка все громче и громче, эмоции все сильнее и сильнее. Им весело, им хорошо.
Мама Мама – это самое нежное, чистое, божественное добро на свете. В музыке чувствуется как любовь так и волнение за своих деток. Мама готовив обед всегда прислушивается, что же делают дети. Вот кто- то из детей плачет, музыка становится громче, это волнуется мама. Она быстро идет в комнату, музыка еще громче, открывает дверь и… Нет это дети так смеются. Мама успокаивается, музыка становится тише, и продолжает заниматься своими делами.
Марш деревянных солдатиков Где-то среди игрушек мальчики нашли деревянных солдатиков. Выстроили их в ряд и начали представлять как они маршируют. Музыка все громче, в ней слышится стук сапогов солдат. Кто-то нашел барабан и начал в него барабанить.
Болезнь куклы И тут их игру нарушил плач из соседней комнаты это плакали девочки. У них заболела кукла. Она стонет, плачет, жалуется. Дети очень сильно переживают. В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание, ведь это их первая потеря.
Похороны куклы В торжественном траурном шествии, мрачном звучит похоронный марш. Сначала траурная процессия находится далеко, потом она все приближается и приближается, вот она уже рядом с нами, а затем начинает удаляться. Дети плачут, переживают. Они укладывают ее в кроватку и накрывают одеялом, в надежде что их кукла оживет и опять будет с ними.
Вальс И тут кто-то из детей сел за фортепиано и заиграла музыка. Дети начали кружиться в вальсе, они потихоньку начали забывать о кукле. Звуки вальса так закружили их, что они опять стали веселые. Музыка очень веселая, воздушная, охота вспорхнуть.
Новая кукла Пока дети кружились в вальсе дверь открылась и вошли родители с новой куклой. Сколько же было радости в их глазах. Музыка очень точно передает настроение детей. Восторг, слезы от радости, слова благодарности.
Мазурка И тут уже родители пустились в пляс увидев, что настроение детей улучшилось. Заиграла мазурка – это польский танец. Дети не зная движений кружились рядом. Музыка то громкая, то тихая но такая завораживающая.
Русская песня Следом звучит русская песня. Лирическая, протяжная, хороводная. Детям ближе эта музыка и они завели хоровод, подпевая себе русские песенки.
Мужик на гармонике играет Кто-то взял в руки гармонику. Мелодия очень напевна и широка, как будто гармонист растягивает меха. Детей очень заинтересовал этот инструмент, и они с удовольствием сидят и слушают, чуть подустав от плясок
Камаринская Следом зазвучала Камаринская. Дети опять пустились в пляс. Музыка передает радостный, оживленный, ликующий характер этой русской песни.
Полька Танцуя польку дети чувствовали домашний уют, тепло. Музыка согревала им душу. Музыка заставляет задуматься о чем то большом, добром и красивом.
Итальянская песня Дети уже подустали и сели смотрели как танцуют взрослые. Заиграла итальянская песня. В этой музыке чувствуется какая – то теплота, но в ту же очередь и скорбь, глубокое размышление.
Старинная французская песня Зазвучала французская песенка. Она задумчивая, нежно- печальная мелодия. Дети начали задумываться о сне.
Немецкая песенка Родители увидев, что их детки заскучали и приуныли, а дело уже было к вечеру решили их чуть-чуть подбодрить и заиграли веселую немецкую песенку. Музыка озорная, с подпрыгивающей мелодией. Дети весело начали танцевать на счет раз, два, три. Сама мелодия подгоняла их к этому.
Неаполитанская песенка И напоследок играла неаполитанская песенка. Дети начали переодеваться, как на карнавале. Музыка очень веселая, задорная.
Нянина сказка Вот и закончился день. Няня начала собирать всех детей в детскую. В музыке слышится как няне тяжело собрать их всех, ведь они так развеселились. И вот она всех собрала, и начала читать сказки. Пока она читает музыка спокойная, как только сказка заканчивается опять музыка громкая, дети просят еще сказку.
Баба-Яга Настала очередь сказки про Бабу-Ягу. Музыка очень резкая, наводит на детей какой-то страх. В звуках музыки слышно как, Баба-Яга летает и ищет себе добычу.
Сладкая греза И вот все детки уснули. Музыка спокойная, медленная. Дети во сне видят сладкие сны. Няня каждого укрыла. Атмосфера спокойствия и комфорта.
Песня жаворонка Наступило утро. Жаворонок поет за окном. Своей трелью он пробуждает народ. Музыка настраивает на позитивный лад и удачный день.
Шарманщик поет Где-то вдали шарманщик завел свою грустную песню. В это морозное утро ему холодно и голодно. В музыке чувствуется тоска по чему-то, печаль.
Хор В церкви зазвучал хор. Это была утренняя молитва. Музыка очень спокойная, лиричная. Ребенок молится на предстоящий день.
Вывод Музыка Чаковского – это целый мир, воплощенный в звуках. Его фортепиано – это человеческий голос. «Детский альбом» это удивительное произведение, которое интересно и не утомительно слушать подряд от начала и до конца. Очень тонко и четко Чайковский в своем альбоме отразил жизнь и быт детей того времени.