Семинар для начинающих заместителей заведующих и педагогов - психологов ДОУ города « Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сообщение для педагогических работников «Метод фасилитации» Подготовила воспитатель Корытова Г.А.
Advertisements

Презентация старшего воспитателя МБДОУ детский сад 5 первой квалификационной категории Лакиенко Натальи Ивановны.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- КОРРЕГИРУЮЩАЯ функция: Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно- познавательной деятельности; Понимание образовательных.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Личностно- ориентированный подход в обучении Галина АлександровнаГусева- заместитель директора ДЮЦ по УМР www. Detskiy– Sport.narod.ru E- mail:
Тема педагогического совета Педагогическое взаимодействие- важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ «Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
Сотрудничество психолога и педагога в едином образовательном пространстве Смирнова Е.Б., педагог -психолог высшей квалификационной категории МБОУ «Европейский.
© FokinaLidia Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» Стойкость и мужество человека в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ.
Транксрипт:

Семинар для начинающих заместителей заведующих и педагогов - психологов ДОУ города « Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО» Муниципальная учебно-методическая площадка «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках введения ФГОС ДО»

Семья и детский сад – два важных института социализации детей

производное от английского глагола facilitate облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация

Технологии фасилитации

Задача фасилитации решение конкретных вопросов. Поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций. решение конкретных вопросов. Поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

Технология фасилитации -стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений; -позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого педагога за принятое решение; -даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы. -стимулирует к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений; -позволяет ускорить выработку резолюций, повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого педагога за принятое решение; -даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

- взаимодействие, - воздействие, - диалог, - косвенное влияние. - взаимодействие, - воздействие, - диалог, - косвенное влияние. Формы фасилитации

Итог фасилитации это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного. это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

-умение строить открытые, доверительные отношения с родителями, -способность создавать особую атмосферу сотрудничества, -снимать барьеры и помехи во взаимодействии, -раскрывать ресурсы участников образовательных отношений. -умение строить открытые, доверительные отношения с родителями, -способность создавать особую атмосферу сотрудничества, -снимать барьеры и помехи во взаимодействии, -раскрывать ресурсы участников образовательных отношений. Характеристики педагога

- удерживает встречу во временных рамках; -помогают выдерживать чёткую повестку дня, -умеет добиться того, чтобы его слушали, -создает ощущение активного общения, -конструктивно излагает проблемы, - подводит итог и ищет аргументы, -умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.

это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности. Фасилитатор

Для фасилитатора характерно несколько «не»: - не заинтересован в итогах обсуждения; - не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему; - не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки; - не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение. - не заинтересован в итогах обсуждения; - не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему; - не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки; - не даёт ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение.

Правила взаимодействия : - внушать и демонстрировать доверие; - помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них; - исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию; - выступать для них источником опыта; - проявлять эмпатию – способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его; - быть активным участником группового взаимодействия; - открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию; - владеть стилем неформального общения с родителями; - обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. - внушать и демонстрировать доверие; - помогать родителям формулировать цели, стоящие перед всей группой и каждым из них; - исходить из того, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию; - выступать для них источником опыта; - проявлять эмпатию – способность понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его; - быть активным участником группового взаимодействия; - открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию; - владеть стилем неформального общения с родителями; - обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА 0 баллов - качество никогда не проявляется; не сформировано; 1 балл - качество проявляется редко, сформировано на уровне отдельных элементов; 2 балла - качество, как правило,проявляется, в целом сформировано; 3 балла - качество проявляется всегда, полностью сформировано.

ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА Признаки фасилитативного педагога Оценка 1. Признаете за родителем право на собственную точку зрения, выслушивает его мнение 2. Признает равенство своей позиции и позиции родителя, не демонстрируете своего превосходства 3. Привлекаете внимание к себе высокой эрудицией, положительными личностными качествами, обладаете стремлением к самообразованию, способны публично признавать свои ошибки 4. Гибко перестраиваете позиции и роли в общении: реализуете индивидуальный подход к родителю 5. Переводите родителя в позицию «субъекта» при организации общения посредством диалогичности во взаимодействии 6. Создаете оптимальный психологический настрой в группе, учитываете эмоциональное состояние и индивидуальные особенности партнеров 7. Оптимально сочетаете формы, средства само и взаимоконтроля 8. Анализируете результаты общения с позиции других участников, прогнозируете последствия общения для родителей и для себя

9. Избираете стимулирующие, косвенные методы контроля, способствующие самоизменению родителей 10. Предвидите близкие и отдаленные результаты общения и выстраиваете в связи с этим взаимодействие с родителями 11. Оцениваете и корригируете поступки и действия родителей, а не их личностные особенности 12. Собственная оценка и коррекция выступает ориентиром для самооценки родителей 13. Ставите широкий спектр коммуникативных задач и варьируете их с учетом интересов и потребностей родителей 14. Охотно поддерживаете инициативу,создаете условия для самореализации родителя 15. Учитываете потребность родителей в общении, умело поддерживаете и направляете их эмоции, сохраняете непосредственность и сопереживание в общении 16. Меняете стратегию и тактику взаимодействия в зависимости от эмоционального настроя, интересов родителей 17. Ориентируетесь на раскрытие потенциала родителей, создаете психологическую безопасность 18. Способны к эмпатии, рефлексии относительно опыта своего общения, демонстрируете открытость и заинтересованность в родителей ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Признак Уровень(баллы) Гибкость Партнерство Принятие другого 1 (0-4) 2 (5-9) 3 (10-14) 4 (15-18) ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Функции УРОВНИ 1 (0-3)2 (4-5)3 ( 6-7)4 (8-9) Информационная Организующая Контролирующая Оценочно- корригирующая Стимулирующая Фасилитативная ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

УРОВНИ (баллы)СУММА БАЛЛОВ 1 (0-17) 2 (18-35) 3 (36-54) 4 (55-72) ОЦЕНКА ФАСИЛИТАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА

1 уровень (недопустимый )- фасилитативные характеристики и функции отсутствуют, интуитивное взаимодействие с родителем приводит к напряженным ситуациям и неудовлетворенности общением. 2 уровень (критический)- фасилитативные характеристики и функции проявляются редко, взаимодействие с родителем происходит в сложившихся ситуациях, которые педагог не создает и не контролирует, результаты ниже ожидаемых, вызывают неудовлетворенность общением и приводят к большим энергетическим затратам. 3 уровень (допустимый)- фасилитативные характеристики и функции проявляются, как правило, при взаимодействии с родителем, которое происходит в контролируемых и специально создаваемых ситуациях, результаты соответствуют ожидаемым, вызывают удовлетворенность общением и не влияют отрицательно на самочувствие его участников. 4 уровень (оптимальный) - фасилитативные характеристики и функции проявляются часто, при взаимодействии с ребенком создается особая благоприятная атмосфера, результаты превышают запланированные, вызывают удовлетворенность общением, стимулируют позитивные эмоции, создают ситуацию успеха, внушают веру в собственные силы.

динамическая фасилитация (Dynamic Facilitation) «поиск будущего» (Future Search) технология открытого пространства (Open Space Technology) конференция «Поиск» (Search Conference) выход за рамки (Work Out) саммит позитивных перемен (Appreciative Inquiry Summit) Мировое кафе» (The World Cafe) Модели фасилитации

Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором.