МКДОУ 489 г. Новосибирска воспитатели: Мухутдинова Е.Ю Кузнецова Т.В.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить - развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Тихеева Е.И.
Организация развивающей предметно- пространственной среды (РППС) в свете требований ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участков, оборудования, игрушек и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии: с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей, учета психологических особенностей и коррекции недостатков развития.
Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы.
Задачи: создать условия для проявления познавательной активности детей, творческого самовыражения, физического развития и эмоционального комфорта через организацию РППС; создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно- прикладного искусства, книжных иллюстраций, музыки; Привлекать родителей к участию в жизни группы.
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды: Современность среды; Эстетика среды; Открытость среды для преобразований; Соответствие возрастным особенностям и интересам детей; Комфортность среды; Соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы; Соответствие требованиям Сан ПиН (от 15 мая 2013 года)
Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: содержательно- насыщенной; полифункциональной; трансформируемой; вариативной; доступной; безопасной.
РППС в младшем дошкольном возрасте Большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности; Возможность найти занятие по душе, поверить в свои силы; Научиться взаимодействовать с сверстниками и взрослыми.
РППС в среднем дошкольном возрасте Направлена на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, стремиться к общению и взаимодействию; РППС организуется с учетом возможностей для детей играть отдельными подгруппами; Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению; Необходимо предусмотреть место для временного уединения.
РППС в старшем дошкольном возрасте Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Изменяется психологическая позиция детей: они ощущают себя старшими среди других детей в детском саду, свою значимость. Обязательными становятся материалы активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы побуждающие детей к освоению грамоты.
Основные составляющие при проектировании РППС Пространство; Время; Предметное окружение. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка. Успешность влияния РППС на ребёнка обусловлена его активностью в этой среде. Выделяются следующие зоны для разного вида активности: * рабочая; * спокойная; * игровая.
Насыщенность РППС предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии, возможность самовыражения.
Полифункциональность предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; Наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Трансформируемость РППС возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от: *образовательной ситуации; * меняющихся интересов детей; * возможностей детей.
Доступность РППС это: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Вариативность предполагает: Наличие различных пространств; Периодическую сменяемость игрового материала; Разнообразие игрушек и материалов для обеспечения свободного выбора; Появление новых предметов.
Безопасность РППС соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Примерные центры, которые были созданы в группе по образовательным областям в соответствии с ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие: Центр ПДД; Центр труда, уголок дежурств; Центр сюжетно- ролевых игр.
Познавательное развитие Центр «мы познаем мир»; Центр сенсорного развития; Центр конструктивной деятельности; Центр математического развития; Центр экспериментирования.
Речевое развитие: Центр речевого развития или уголок речи грамотности; Центр «будем говорить правильно»; Центр «здравствуй, книжка!» Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие Центр изо- деятельности и уголок творчества «Умелые руки»; Центр музыкально- театрализованной деятельности; Мини-музей.
Физическое развитие Центр физического развития; Спортивный уголок.
Главной задачей воспитания является создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Поэтому важным является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей