ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ Лекция 7
СУЩНОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ Ценности определяют мировоззрение человека Они представляют собой единство мыслей, чувств и практического поведения В формировании ценностей участвует весь предыдущий жизненный опыт человека Психологической основой ценностей человека являются его потребности, мотивы, интересы, идеалы и убеждения Ценности определяют жизненные планы человека
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ Конфликт поколений привел к кризису ценностного сознания молодежи. Старая система ценностей стала неактуальна, а новая не сформировалась. Снижение влияния стержневых или базовых ценностей ( таких как трудолюбие, образование, честность ) вызывает серьёзное опасение в общества, угрожает его существованию Способность молодежи быстрее адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам свидетельствует о большей подвижности ценностных установок
МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Многообразие возможностей для обеспечения материального благополучия, примеры « богатых и успешных », распространение коррупции указывают на то, что базовые ценности отходят на второй план, а их место занимает стремление к гедонизму и бесцельному богатству Данные опросов показывают, что примерно 15-20% молодежи допускают для себя участие в преступной деятельности. Около 40% так или иначе совершали поступки, которые объективно являются противозаконными Треть молодежи не имеет четких жизненных планов. А среди тех, у кого такие есть, велико число находящихся в плену иллюзий.
ЦЕЛИ МОЛОДЕЖИ Несмотря на общее доминирование материальных ценностей, она не чужда и духовно - нравственным идеалам Молодежь высоко оценивает возможность создания семьи, получения образования, хорошей работы или создания собственного бизнеса. Во многом такие настроения являются результатом нехватки жизненного опыта. Уровень социального оптимизма сильно связан с достигнутым материальным уровнем. Среди « благополучной » молодежи велика доля уверенных в возможности достижения собственных целей. Среди « неблагополучных », больше пессимистов.
АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ Правовой нигилизм является одной из главным негативных черт современной молодежи. Основной причиной этого является нарушение принципа равенства всех перед законом Употребление наркотиков, алкоголя и табака наиболее распространено среди молодежи, чьё взросление пришлось на годы наибольшей доступности всех видов психотропных веществ. Стали приемлемы некоторые виды сексуального поведения, которые ранее порицались ( секс до брака, секс ради карьеры, нетрадиционные сексуальные отношения ).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Навыки и способности к познавательной деятельности тесно связаны с физическим и умственным развитием, дела с которым в России складываются не самым благополучным образом. Это подтверждается и самооценкой молодежью собственных способностей, что в свою очередь к падению престижа профессий умственного труда, образования и знаний в целом Разрыв в материальном благополучии молодежи усугубляется неравенством в образовании. По прежнему наблюдается « утечка мозгов ».
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ Стремление к материальному благополучию формирует соответствующую культуру – массовую культуру Массовая культура унифицирует духовные потребности человека. Основной сферой культуры стала рекреативная – то есть развлекательная Подобная ориентация формирует установку на квази потребление культурных ценностей и конформизм Массовая культура на способствует самоидентификации молодежи себя с ней. Культурная идентификация носит транзитный характер, не опирается на среду, а ищет поддержки в меняющимся сознании человека.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ Институты социализации ( школа, семья, СМИ, армия, общественные организации ) зачастую не формируют личность, а « разрывают » её, конкурируя за внимание молодежи. Часто эти институты находятся в неравных условиях. Особое значение в формировании ценностей современной молодежи играют электронные средства массовой информации и Интернет. В последние годы наблюдаются попытки поставить под контроль некоторые источники информации, особенно активно используемые молодежью
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СМИ в России ( особенно ТВ ) формируют культ вещей, оказывают определяющее влияние на формирование моды. Классическая культура начинает терять свое влияние, становится чуждой и архаичной для молодежи. Это отчасти приводит и к размыванию национального чувства. Отвечая на эти вызовы государство стремится воспитать чувство патриотизма с помощью пропагандистских средств. Исследователи отмечают выраженный прагматизм молодежи, отказу от творчества и нравственных норм. Снижение по сравнению с концом 80- х гг. XX в. составляет более 3 раз.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Восприятие политики со стороны молодежи носит пассивный характер. Политическая ситуация воспринимается как данность, с которой ничего нельзя поделать. В условиях подавленной политической конкуренции восприятие действующих политических лидеров не может рассматривается как объективное. Отсутствие стремления к политической активности как наиболее предпочтительному способу решению общественных проблем приводит к тому, что направления развития общества определяется несменяемым кругом политической элиты
РОЛЬ СЕМЬИ И БРАКА Роль этих ценностей сильно различается в зависимости от возрасте. Так для летних на первом мести находятся : « родные и близкие », « здоровье », « друзья ». У молодежи в возрасте 17 лет и старше их место занимают « любовь » и « брак ». Понимание любви также трансформируется со временем. Восприятие секса зависти главным образом от наличия опыта половой жизни и возраста