В переводе с французского означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», с английского – «портфель для документов»
ПОРТФОЛИО ПОМОГАЕТ ОСОЗНАВАТЬ ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ СОЕДИНИТЬ СУБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ УЧЕНИКА С ОЦЕНКОЙ, ДАННОЙ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ ПРЕВРАЩАЕТ ОЦЕНКУ ИЗ РАЗОВЫХ АКЦИЙ В НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС (НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, СООТНЕСЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ЦЕЛЯМИ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ) РАЗВИВАЕТ НАДПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ РЕФЛЕКСИЯКРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЦЕННОСТНАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА И ЗНАНИЙ Способствует глубокому пониманию предмета учебной Позволяет учитывать результаты деятельности: творческой социальной коммуникативной Использование портфолио позволяет развить рефлексию ученика как основу его дальнейшего роста и развития
Цель - сформированность метапредметных результатов: ставить проблему, аргументировать её актуальность; уметь классифицировать, строить логические суждения, обобщать и т.д. проводить наблюдение под руководством учителя; уметь аргументировать свою точку зрения; уметь поддерживать монологическую речь, выступать, вести дискуссию; владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний; отстаивать свою позицию в споре невраждебным для оппонента образом; уметь работать в группе, помогать друг другу; оценивать правильность выполнения задания...
Современные подходы к портфолио Сборник материалов, самостоятельно отобранных учащимся для демонстрации своих достижений, прогресса в учебе и увлечениях, который является альтернативной системой оценивания результатов; Портфолио-работа, то есть процесс и мероприятия, связанные с формированием сборника работ; Система обратной связи, во взаимодействии учителя и ученика, основанная на более полном понимании учеником целей и задач своей деятельности, самооценке.
Модели портфолио Портфолио документов (рабочий портфолио): коллекция работ (любых материалов: планы, черновики..., успешные и не очень) за определённый период), демонстрирующих прогресс учащегося; Портфолио процесса (все этапы обучения, процесс рефлексии, дневники самонаблюдения); Показательный портфолио (лучшие работы, документы, фото, аудио, видео, электронные версии...) Портфолио отзывов (может быть представлено в виде рецензий, отзывов, эссе, рекомендательных писем)
Алгоритм 1.мотивация: зачем нужен портфолио? 2. Определение вида портфолио: может быть задан преподавателем или выбран по желанию учащегося 3. Сроки сдачи и время работы: на занятиях, во время самостоятельной работы, во время домашней подготовки 4. Общее количество рубрик: из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть – по выбору учащегося 5. Критерии оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися 6. Способы оценивания: должны быть заранее известны, открыты.
Модель «Итог» И Интересные моменты портфолио. Что понравилось в нём особенно? Т Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже) О Оценка портфолио на основании собственных критериев Г Главный вывод по всему портфолио
Проблемы Отсутствие традиций регулярного письменного анализа деятельности учащихся как учителями, так и учениками. Мало методик и сценариев формирования таких отзывов.